Актуальность
Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.
Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.
Развивающие:
Развитие просодической стороны речи.
Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.
Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие », «Художественно-эстетическое».
Материал: Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.
Ход занятия
Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».
Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).
Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей )
Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.
Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).
Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).
Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.
Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).
Педагог: Что вы услышали? (Ответы детей).
Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).
Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).
– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.
– Чем вы слушали? (Ответы детей).
Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).
И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).
Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).
Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!
В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!
В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!
Мимо машины бежали: – ТРРРР!
Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!
Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!
Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!
Листья на ветру шумели: – ТСС!
Змеи в лесу шипели: – ШШШ!
А комары все пели: – ЗЗЗЗ!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!
Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?
– Как перекликались поезда?
– Как кашляли куклы?... и т.д. (Ответы детей).
Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес . (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).
Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).
Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.
Педагог : А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).
Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (ответы детей).
Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.
Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносится губами.
Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.
В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.
Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.
Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).
Итог занятия:
Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?
Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.
Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.
3. Знакомство с понятием «звук».
Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).
4. Введение в словарь детей глаголов.
Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:
На чём играет Катя? (на дудочке).
Что делает дудочка? (дудит).
По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.
Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.
5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.
А теперь закройте глаза.
Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.
6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.
За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.
7. Релаксация.
А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.
Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.
8. Беседа по прослушиванию.
Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?
В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.
9. Итог занятия.
Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.
Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»
Задачи :
1. Познакомить детей с понятием «гласный » и «согласный » звук ;
2. Уметь отличать «букву» от «звука » ;
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;
4. Развивать фонематический слух;
5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова ;
6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.
Материалы : карточки для звукового анализа слова ; лента букв; песок; фишки
Ход НОД
1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)
Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.
(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)
Что вы слышали, ребята?
Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь) .
Из чего состоит наша речь? (из слов)
А слова? (из звуков )
А увидеть звук мы можем ? А написать звук можно ? (буквами)
- Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.
2. Знакомство с понятием «гласные звуки » .
Сегодня я хочу рассказать вам о звуках , которые произносит человек.
Давным-давно жили-были звуки . И было их шесть. У каждого звука был свой характер :
А - радостный и веселый, (он любил широко открывать рот )
У - умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)
О - очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)
И - игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)
Э -рассудительный, (его рот был приоткрыт , а язык с выгнутой спинкой приподнят)
Ы - самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом , с оттянутым назад языком)
Звуки были разными , но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко , и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету , голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками , а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.
-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!
Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки .
Заучивание стихотворения
- Гласные тянутся в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка качать
Я уже говорила, что гласные звуки любили петь . Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске .
(закрепить за ребенком определенный звук )
А) группа1
-Гласные звуки хорошо пели :
По одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)
Парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)
По трое, трио (АУО, ИЭЫ
Б) группа2
Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)
Как мы делали звуковой анализ слова ?
Для чего нам нужны клеточки?
Ваше задача-найти гласный звук , определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)
В) группа3
Упражнение «Узнай звук , который я произнесла без голоса»
4. Физминутка. Игра «Затейники»
5. Проверка звукового анализа . Работа 1-2 детей и у доски.
6. Знакомство с понятием «согласные звуки » .
В русском языке есть и другие звуки . Послушайте продолжение сказки.
Сказка о согласных звуках
Так себе и жили гласные звуки : «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки . И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь .
"П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф» .
"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки . И с тех пор их стали называть согласные звуки .
Вопросы :
А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?
Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки ? (преграду-язык, зубы, губы)
Есть песенка и про согласные звуки , которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии .
Заучивание стихотворения
А согласные согласны –
Шелестеть, свистеть, сопеть,
Громко хлопать и шипеть,
Но не хочется им петь.
И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.
А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?
(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)
Знакомство с лентой звуков .
7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук »
Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.
Сколько звуков в слове кит ?
Сколько гласных звуков ? Назовите гласные звуки ? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки ? («И» , «О» красным)
Остальные звуки как называются ? (согласные )
В слове кит назовите первый звук («Кь» , «К» ); последний («Т» )
Какую фишку мы поставим на звук «КЬ» , «К» ? почему?
Какую фишку мы поставим на звук «Т» ? почему?
8. Практическая часть.
Но однажды сели звуки на полянке и задумались :
Как же так? - говорит А. - У всех есть дома, а у нас нет
У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.
О, и у каждой птички есть гнездо! - подхватил О.
И люди в домах живут, - тихонько заметил И.
Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! - возмутились Э и Ы.
Ребята, а где живут звуки ? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв
Звук А живет в букве А , звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.
Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…
А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …
Только вы должны отгадать загадку :
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - (песок)
А песок наш непростой,
он волшебный и живой!
Алина :
Правила поведения
Чтоб заданья выполнять
Надо правила все знать.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Ты с песком играй, лепи,
Только руки не мочи.
Будет наш песок сухой
И подружится с тобой!
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
Чтобы звуки жили в нём .
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
«О» в окошечко глядит,
«Ы» на крыше там сидит,
«И» стоит на лесенке,
распевает песенки,
«У» заснул у нас в трубе,
не дождался звука «Э»
«А» в гамак забрался,
Загорать собрался.
Вот такие гласные , гласные – прекрасные !
Работа с песком.
7. Рефлексия (на ковре)
Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?
Какие звуки называют гласными ? Какие согласные ?
Что мы узнали о звуках ? (их мы слышим и произносим)
Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)
Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…
Конспект занятия в старшей группе
на тему: «Волшебные звуки».
Разработала
Воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения детский сад
общеразвивающего вида № 50
Цель : Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задачи образовательных областей:
« Познание »:
· Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.
· Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева - направо).
· Совершенствовать счет в пределах 4.
« Коммуникация »:
· Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
· Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
· Воспитывать умение правильно произносить звуки.
· Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
· Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.
· Сформировать понятие – звук и буква.
«Социализация»:
· Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.
· Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
· Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.
· Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
«Здоровье»:
· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.
«Музыка»:
· Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [ы-ы-ы], [э-э-э]).
Методические приемы:
1) Артикуляционная гимнастика (« Сказка про веселый язычок»).
2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).
3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).
4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).
5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
6) Работа с чистоговорками.
Предварительная работа : наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ([ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э]); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук»).
Демонстрационный материал : Карточки – схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр, лист); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.
Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.
Ход занятия .
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».
Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.
Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [о]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [у]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.
Ребята, какие звуки пел язычок?
Язычок пел звук: [а]
Язычок пел звук: [о]
Язычок пел звук: [у]
Язычок пел звук: [э].
Язычок пел звук: [ы].
Язычок пел звук: [и].
Ребята, какие это звуки?
Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.
Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.
Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить, что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).
Ответ полным предложением.
На картинке нарисован сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].
На картинке нарисован дом. В слове « дом » гласный звук [о].
Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.
Посмотрите на доску. На ней находятся два домика. В этот домик мы поселим звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).
Работа с раздаточным материалом.
Построим каждому звуку по домику.
У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.
Первый этаж сделаем вместе.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
Устанавливайте.
Третий этаж.
Э – Ы – А
Четвертый этаж:
О-А-Э-У
Выполняйте. Молодцы!
Фонетическая зарядка.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и тихо).
А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].
Динамическая пауза.
Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:
Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.
А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):
Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.
Работа с демонстративным материалом у доски.
У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.
Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик. Требую от детей ответы полным предложением.
(Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)
Работа с чистоговорками.
Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Тра – тра – тра в детский сад идем с утра.
Тру- тру - тру пыль везде сотру.
Тры- тры - тры у Вани две сестры.
Дидактическая игра.
Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:
Кот – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.
Ива – кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.
Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.
Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.
Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?
Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.
Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.
Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.
Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными кружками).
Змановская Роза Джумаевна ,
учитель-логопед
МКДОУ "Детский сад к/в
"Золотой ключик"
Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Дать понятие о механизме образования звука И;
Познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
Учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
Развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
Развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
Учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).
Словарная работа:
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки »
Логопед:
Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Иголки разные.
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
Дети:
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Логопед:
Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
Этот звук поётся?
Дети:
Этот звук можно петь.
Логопед:
Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с чётками.
Логопед:
Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети:
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Логопед:
Я называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
(Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь , Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира , Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети:
Да это же лошадки!
Логопед:
Дети: И-и-го-го!
Логопед:
Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети:
Логопед:
А как зовут детёныша лошади?
- Жеребёнок.
Логопед:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
-Это звук [ и ] .
Логопед:
Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
Звуки мы не видим.
Логопед:
Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»
8. Итог занятия.
Логопед:
С каким звуком вы сегодня познакомились?
Можно ли этот звук петь?
Как называются звуки, которые поются?
Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
Санкт-Петербург, 2003г.
5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?