ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Масса – это скалярная физическая величина, характеризующая инертные и гравитационные свойства тел.
Любое тело «сопротивляется» попытке изменить его . Это свойство тел называется инертностью. Так, например, шофер не может мгновенно остановить автомобиль, увидев перед собой внезапно выскочившего на дорогу пешехода. По той же причине трудно сдвинуть с места шкаф или диван. При одинаковом воздействии со стороны окружающих тел одно тело может быстро изменять свою скорость, а другое в тех же условиях – значительно медленнее. Говорят, что второе тело является более инертным или обладает большей массой.
Таким образом, мерой инертности тела является его инертная масса. Если два тела взаимодействуют друг с другом, то в результате изменяется скорость обоих тел, т.е. в процессе взаимодействия оба тела приобретают .
Отношение модулей ускорений взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс:
Мерой гравитационного взаимодействия является гравитационная масса.
Экспериментально установлено, что инертная и гравитационная массы пропорциональны друг другу. Выбрав коэффициент пропорциональности равный единице, говорят о равенстве инертной и гравитационной масс.
В системе СИ единицей измерения массы является кг .
Масса обладает следующими свойствами:
- масса всегда положительна;
- масса системы тел всегда равна сумме масс каждого из тел, входящих в систему (свойство аддитивности);
- в рамках масса не зависит от характера и скорости движения тела (свойство инвариантности);
- масса замкнутой системы сохраняется при любых взаимодействиях тел системы друг с другом (закон сохранения массы).
Плотность веществ
Плотностью тела называется масса единицы объема:
Единица измерения плотности в системе СИ кг/м .
Разные вещества обладают различной плотностью. Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Чем больше масса атомов, тем больше плотность вещества. В различных агрегатных состояниях плотность упаковки атомов вещества различна. В твердых телах атомы очень плотно упакованы, поэтому вещества в твердом состоянии имеют наибольшую плотность. В жидком состоянии плотность вещества несущественно отличается от его плотности в твердом состоянии, так как плотность упаковки атомов все еще велика. В газах молекулы слабо связаны друг с другом и удаляются друг от друга на большие расстояния, плотность упаковки атомов в газообразном состоянии очень низкая, поэтому в этом состоянии вещества обладают наименьшей плотностью.
Основываясь на данных астрономических наблюдений, определили среднюю плотность вещества во Вселенной, результаты расчетов говорят о том, что в среднем космическое пространство чрезвычайно разрежено. Если «размазать» вещество по всему объему нашей Галактики, то средняя плотность материи в ней окажется равной примерно 0,000 000 000 000 000 000 000 000 5 г/см 3 . Средняя плотность материи во Вселенной — приблизительно шесть атомов на кубический метр.
Примеры решения задач
ПРИМЕР 1
Задание | Чугунный шар при объеме 125 см имеет массу 800 г. Является этот шар сплошным или полым? |
Решение | Вычислим плотность шара по формуле:
Переведем единицы в систему СИ: объем см м; масса г кг. По таблице плотность чугуна 7000 кг/м 3 . Так как полученное нами значение меньше табличного, шар является полым. |
Ответ | Шар является полым. |
ПРИМЕР 2
Задание | Во время аварии танкера в заливе образовалось пятно диаметром 640 м при средней толщине 208 см. Сколько нефти оказалось в море, если ее плотность 800 кг/м ? |
Решение | Считая нефтяное пятно круглым, определим его площадь:
C учетом того, что Объем нефтяного слоя равен произведению площади пятна на его толщину: Плотность нефти: откуда масса разлитой нефти: Переводим единицы в систему СИ: средняя толщина см м. |
Ответ | В море оказалось кг нефти. |
ПРИМЕР 3
Задание | Сплав состоит из олова массой 2,92 кг и свинца массой 1,13 кг. Какова плотность сплава? |
Решение | Плотность сплава: |
Тема: Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела | Цель: научить определять плотность вещества | Класс находится на втором этапе развития УУД Способ деятельности: наблюдение эксперимент |
||
Деятельность ученика | На уроке (25 минут) Самостоятельно проводят эксперимент, делают расчеты и пользуясь таблицей плотности определяют вещества. Обсуждают и делают выводы: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны. Подтверждает гипотезу. | 20 минут Дома Выдается моток провода. |
||
Деятельность учителя | Готовит заранее лист наблюдения в котором указывает цель: научить определять плотность вещества, | Проводит групповые и индивидуальные консультации Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан как можно найти объем? | Проводит Online консультацию, если кто-то не успел доделать |
|
(10 минут) Наводящими вопросами вспоминаем материал лабораторной работы. Помогает спланировать план работы. Наблюдает за выполнением работы и помогает наводящими вопросами. Какое дополнительное оборудование вам понадобится, в случае, когда камень не входит в мензурку? (10 минут) С помощью наводящих вопросов проводит рефлексию |
Плана урока в 7 классе
Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»
Актуализация знаний по теме (задача: представьте себе, что вы, гуляя, нашли красивый камешек и хотите узнать, что это за минерал, а спросить не у кого. Как вам надо поступить?)
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела.
Цель:
научить определять плотность вещества,
Гипотеза : каждое вещество обладает своей плотностью, соответствующей справочным данным.
Используется:
Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердые тела, плотность которых надо определить, нитка, отливной сосуд и стакан, таблица плотности стр.63 учебника таблица №3, линейка.
План работы:
- После того как дети познакомились с условиями задачи, учитель предлагает им ответить на вопрос.
Ответ: надо узнать плотность камня и по таблице плотностей определить название минерала.
Вопрос:
Запишите формулу, которая позволяет определить плотность тела.
Ответ:
Вопрос:
Какие физические величины необходимо измерить для того, чтобы определить плотность?
Ответ:
Массу и объем.
Вопрос:
Какие измерительные приборы необходимы для этого?
Ответ:
Весы и мензурка.
Вопрос:
В какой последовательности необходимо провести измерения?
Ответ:
Неважно
Вопрос:
Как оформить результат
Ответ:
В таблице.
Учитель:
Шапку таблицы составьте сами.
Вопрос:
В каких единицах измеряется плотность?
В каких единицах вы измерили плотность? Как перевести в Си ваши измерения?
Учитель:
Мы составили план выполнения работы по определению плотности вещества твердого тела. Оформите лабораторную работу в рабочих листах.
План:
- Определите вещество, из которого сделан металлический цилиндр. и спользуя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела.
- Полученное на основе опыта значение плотности тела сравните с табличным значением плотности и запишите в таблицу название вещества, из которого изготовлено тело.
5. Определите название минерала данного вам камня. (Примечание: камень подбирается таким образом, чтобы он не помещался в мензурку)
Вопрос:
Какое дополнительное оборудование вам понадобится?
Ответ:
Отливной сосуд и стакан.
Выполните необходимые измерения, заполните таблицу.
6. Выполните необходимые измерения, определите плотность деревянного бруска. (Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан).
Вопрос:
Какие затруднения вы испытываете? Подумайте, знания, по какому предмету могут вас выручить в данном случае.
Ответ:
Объем бруска можно определить с помощью математической формулы V=abc .
7. Измерения и расчеты занесите в таблицу, выполните перевод из г/см3 в кг/м3.
Рабочий лист ученика
Рабочий лист заполняется по ходу лабораторной работы .
Цель: научить определять плотность вещества,
с помощью учителя составить план решения поставленной задачи,
развить логическое мышление и умения применять полученные знания на практике.
Гипотеза
Плотность тела можно определить экспериментальным путем
Исследуемое тело или жидкость | Масса m, г | Объем V, см3 | Плотность ρ | Вещество |
|
г/см3 | кг/м3 |
||||
металлический цилиндр | |||||
камень | |||||
Брусок |
Плотность минералов
8. Сформулируйте общий вывод по результатам трех экспериментальных опытов.
Вывод: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны.
Делает вывод о верности гипотезы.
8. Рефлексия .
- вспомнить этапы деятельности на уроках,
- назовите алгоритм применения методов наблюдение, эксперимент,
- какие есть ограничения и/или особенности применения этих методов?
- насколько точно вы смогли определить плотность тел?
9.
Домашняя работа (выдается моток провода)
Определить массу мотка медного провода используя только линейку.
Окружающие нас тела состоят из различных веществ: железа , дерева, резины и пр. Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от вещества, из которого оно состоит. Тела одинакового объема, состоящие из разных веществ, имеют разные массы. Например, взвесив два цилиндра из разных веществ - алюминия и свинца, увидим, что масса алюминиевого меньше массы свинцового цилиндра.
Вто же время, тела с одинаковыми массами, состоящие из разных веществ, имеют разные объемы . Так, железный брус массой 1 т занимает объем 0,13 м 3 , а лед массой 1 т - объем 1,1 м 3 . Объем льда почти в 9 раз больще объема железного бруса. То есть, разные вещества могут иметь разную плотность.
Отсюда следует, что тела с одинаковым объемом, состоящие из разных веществ, имеют разные массы.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в определенном объеме. То есть, если известна масса тела и его объем, можно определить плотность. Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.
Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.
Плотность некоторых твердых тел, жидкостей и газов приведена в таблицах.
Плотности некоторых твердых тел (при норм. атм. давл., t = 20 ° C).
Твердое тело |
ρ , кг/м 3 |
ρ , г/см 3 |
Твердое тело |
ρ , кг/м 3 |
ρ , г/см 3 |
|||||||||||||||
Стекло оконное |
||||||||||||||||||||
Сосна (сухая) |
||||||||||||||||||||
Оргстекло |
||||||||||||||||||||
Сахар-рафинад |
Полиэтилен |
|||||||||||||||||||
Дуб (сухой) |
Плотности некоторых жидкостей (при норм. атм. давл. t =20 ° C).
Жидкость |
ρ , кг/м 3 |
ρ , г/см 3 |
Жидкость |
ρ , кг/м 3 |
ρ , г/см 3 |
|||||||||
Вода чистая |
||||||||||||||
Молоко цельное |
||||||||||||||
Масло подсолнечное |
Жидкое олово (при t = 400 ° C ) |
|||||||||||||
Масло машинное |
Жидкий воздух (при t = -194 ° C ) |
Тела, изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы. Например, железо объемом 1 м 3 имеет массу 7800 кг, а свинец того же объема - 13000 кг.
Физическую величину, показывающую, чему равна масса вещества в единице объема (т. е., например, в одном кубическом метре или в одном кубическом сантиметре), называют плотностью вещества.
Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества, рассмотрим следующий пример. Известно, что льдина объемом 2 м 3 имеет массу 1800 кг. Тогда 1 м 3 льда будет иметь массу, в 2 раза меньшую. Разделив 1800 кг на 2 м 3 , получим 900 кг/м 3 . Это и есть плотность льда.
Итак, чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем : Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами:
m - масса тела, V - объем тела, ρ - плотность тела (ρ -греческая буква «ро»).
Тогда формулу для вычисления плотности можно записать в следующем виде: Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр
(1 кг/м 3). На практике плотность вещества выражают также в граммах на кубический сантиметр (г/см 3). Для установления связи между этими единицами учтем, что
1 г = 0,001 кг, 1 см 3 = 0,000001 м 3 .
Поэтому Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна. Например, плотность воды равна 1000 кг/м 3 , льда - 900 кг/м 3 , а водяного пара (при 0 0 С и нормальном атмосферном давлении) – 0,59 кг/м 3 .
Таблица 3
Плотности некоторых твердых тел
Таблица 4
Плотности некоторых жидкостей
Таблица 5
Плотности некоторых газов
(Плотности тел, указанные в таблицах 3-5, вычислены при нормальном атмосферном давлении и при температуре для газов 0 0C, для жидкотей и твердых тел при 20 0 C.)
1. Что показывает плотность? 2. Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем? 3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? 4. Три кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой – наименьшую? 5. Два кубика – из золота и серебра – имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем? 6. У какого из цилиндров, изображенных на рисунке 22, больше плотность? 7. Масса каждого из тел, изображенных на рисунке 23, равна 1 т. У какого из них меньше плотность?
Цель урока:
- закрепить знания учащихся о плотности
- показать как определять массу и объем тела по его плотности
- решать расчетные задачи
Структура урока:
- Орг. момент
- Повторение материала
- Изучение нового материала
- Закрепление материала
- Домашнее задание
- Орг. момент
- Повторение материала
На уроке используется презентация (Приложение 1)
- все ли тела одинакового объёма, иметь одинаковую массу? (слайд 2)
- почему?
- Все ли тела одинаковой массы имеют одинаковый объём? (слайд 2)
- почему?
- отчего это зависит?
- Что называется плотностью вещества? (слайд 3)
- плотностью называется физическая величина равная отношению массы тела к его объёму.
- запишите формулу плотности. (слайд 4)
- получите наименование плотности в СИ (слайд 4)
Сегодня на уроке мы будем рассчитывать массу и объем тел по плотности, запишите тему урока в тетрадь.
Тема урока: определение массы и объема тела по плотности вещества. (слайд 8)
Запишите формулу расчета плотности в тетрадь
чему будет равна масса тела, если знаем плотность тела и его объём?, кто запишет?
– для вычисления массы по его плотности и объёму, нужно плотность умножить на его объём. (слайд 9)
№1- задачу каждый решает сам
Проверяем:
Задача
Ответ: m=2825г. (слайд 12)
Внимание! Чему будет равен объём тела, если знаем массу и плотность вещества?
; - для вычисления объёма тела по его плотности надо массу тела разделить на его плотность (слайд 13)
Задача решается на доске и остается в качестве образца решения.
№ 2- задачу каждый решает сам
1. Стальная деталь машины имеет массу 7890 г. Определите её объём, если плотность стали 7,8 .(Приложение 3)
Проверяем:
Задача
Ответ: V=1023,077см 3 (слайд 16)
- Домашнее задание §22 упр. № 8 (слайд 17)
- Откройте задание 3 (слайд 18)
№ 3 - задачи каждый решает сам
Бланк отчета задания № 3 (слайд 19) – обратите внимание на то, что обязательно нужно заполнить сроку с фамилией
Фамилия имя уч-ся_____________________________________________
заполнить рассчитанную физическую величину с её единицами измерения в соответствующих ячейках (слайд19)
V | m | Сколько ведер воды потребуется налить в аквариум? | ||
Задача № 1 | ||||
Задача № 2 | ||||
Задача № 3 | ||||
Задача № 4 | ||||
Задача № 5 | ||||
Задача № 6 |
Дата заполнения______________________________________
- У каждого на парте есть такой бланк, вы заполняете соответствующие ячейки, в которых пишите только числовые значения.
- Закрыть Excel. Сохранить изменение в документе. (слайд 21)
Урок окончен спасибо! (слайд 22)
Используемая литература:
- Учебник физика 7, автор – А.В.Перышкин – Москва – “Прсвещение”
- Методические материалы 7,- Л.А.Кирик – Москва – “ИЛЕКСА”
- Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 7,- Л.А.Кирик – Москва – “ИЛЕКСА”
- Сборник задач по физике- В.И.Лукашик - Москва – “Прсвещение”