THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

III. Переход равнинам Моава (15:1 - 22:1)

А. Повторение положений Завета (глава 15)

1. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (15:1-31)

Чис. 15:1-16 . Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для юного поколения народа крайне важно было понять требования, которые предъявлялись им в рамках Завета. А самым главным в этом плане было принесение жертв, потому что жертвы были данью, которую народ-вассал должен был приносить своему Сюзерену - в знак верности Ему в рамках Завета (Исх. 23:14-19; Лев. 1-7; Втор. 12:1-13).

В таблице "Дополнительные хлебные приношения и возлияния" подводится итог приношениям, описанным в Чис. 15:3-12. Эти жертвы всесожжения и от "усердия" не были приношениями за грех или вину, поскольку их форма и содержание оставались неизменными (Лев. 4:1 - 6:7); в таблице отражены жертвы, которые приносились по обету, а также жертвы мирные, благодарения или хвалы (Лев. 1-3).

Дополнительные хлебные приношения и возлияния:

Всесожжения и приношения "от усердия"

Дополнительные приношения

Приношения всех видов

2 кварты муки, смешанные с 1 квартой елея

1 кварта вина

4 кварты муки, смешанной с 1 и 1/4 квартами елея и 1/4 квартами вина

6 кварт муки, смешанной с 2 квартами елея, и 2 кварты вина

Примечание: Одна ефа равна 1/4 буша, или примерно 8 литрам. Один гин - около 4 литров.

Весь народ Израиля должен был приносить их, независимо от того, был ли человек рожден в этом народе или пришел со стороны (Чис. 15:13-16).

Чис. 15:17-21 . Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая. Когда народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то должен будет, в знак своей преданности Господу, каждый раз приносить Ему лепешку, испеченную из зерна первого урожая.

Чис. 15:22-29 . Третий раздел установлений касался приношений за грех. Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

Разница между установлениями здесь и теми, касавшимися жертвоприношений за грех, о которых читаем в Лев. 4:13-21, - в том, что здесь речь идет о согрешениях по оплошности, а в книге Левит - о совершении проступка. Более того: в этих стихах в Числах содержится требование о принесении как тельца во всесожжение, так и козла - в жертву за грех, а в Левит упоминается лишь телец, приносимый за грех. Примирение этого "разногласия", возможно, в том, что в Числах телец предполагался как жертва за грех, а, кроме того, приносился другой телец - во всесожжение.

Козел упоминается здесь, наряду с тельцом, но только как приношение за грех в случае нечаянного совершения греха кем-то из "начальников" (прямо тут об этом не говорится). в книге Левит также предписывается принесение козла в жертву за грех, совершенный "начальником" (Лев. 4:22-26), так что в сущности никакого разногласия и нет.

Что касается рядового члена общества, то за его согрешение по оплошности требовалось принести в жертву козу (Чис. 15:27-29) - так же точно, как говорится об этом в книге Левит (4:27-31).

Чис. 15:30-31 . Последнее установление касается случая "дерзкого" согрешения, т. е. вполне сознательного. Такой грех определялся как богохульство, потому что соответствовал дерзкому неподчинению Богу, вызову самому господству Яхве и Его требованиям в рамках Завета. Человек, повинный в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка означала как изгнание из общества, так и смерть (сравните Быт. 17:14; также толкование на Лев. 7:20; 17:4).

2. СЛУЧАЙ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ЗАВЕТА (15:32-36)

Чис. 15:32-36 . Как один из примеров дерзкого согрешения (сравните стихи 30-31) приводится эпизод с человеком, который собирал дрова в субботу. Поскольку в тот момент, когда его поймали за этим занятием, не было еще ясно, преднамеренно ли нарушил он закон о субботнем дне, посадили его под стражу - в ожидании Господнего решения. И Господь вынес Свой суд: должен умереть человек сей. Тогда виновного вывели из стана, и побили его камнями до смерти.

Из этого эпизода совершенно ясно, что понималось под "дерзким согрешением" (стихи 30-31), и что означало - "быть истребленным" из общества.

3. КИСТИ НА ОДЕЖДЕ КАК НАПОМИНАНИЕ О ЗАКОНЕ (15:37-41)

Чис. 15:37-41 . Чтобы помнить заповеди Господни, израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них. Эти кисти, будучи всегда у них перед глазами, напоминали евреям о необходимости подчиняться всем заповедям Господа.

Словом "кисть" переводится еврейское сисит, которое, возможно, происходило от корня со значением "цвет", "цветение". Может быть, эти кисти имели форму цветка или лепестков, которые по причинам, сегодня неясным, символизировали узы завета, связывавшие Господа с Его народом.

1–27. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимоотношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру.

В 15-й главе содержится вторая утешительная речь Христа к ученикам, заканчивающаяся в 16-й главе 11-м стихом. Здесь Господь сначала (стихи 1–17) внушает ученикам мысль о необходимости поддерживать постоянное жизненное общение с Христом и между собою. Только при этом условии они могут исполнить свое назначение в мире. Затем (стихи 18–27) Господь призывает учеников к терпеливому перенесению тех гонений, которые воздвигнет на них ненавидящий Христа мир.

. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.

«Я есмь истинная виноградная лоза» . Речь Христа о Себе как о виноградной лозе есть такая же аллегория, как и речь Его о Себе как двери во двор овчий и добром пастыре (). Подобные аллегории, имеющие своим содержанием идею развития Царства Божия на земле и изображающие это Царство под видом виноградника или виноградной лозы, встречаются и в Ветхом Завете (; ; и др.). Но очень вероятно, что Христос, предлагая ученикам такую аллегорию о виноградной лозе, имел в виду не только эти ветхозаветные параллели, но и только что закончившуюся Тайную Вечерю, на которой Он пил с учениками Своими вино и под видом вина же преподал им Свою собственную Кровь. Замечательно, что в запричастной молитве, сохранившейся в «Учении 12-ти апостолов» (Didache XII apostolorum: La Didache. Instructions des Apötres, ed. J.P. Audet. Paris, 1958, c. IX, 2), имеется выражение «святая Лоза Давидова» (ἡ ἁγιά ἄμπελος Δαυίδ ), относящееся ко Христу.

Почему Христос называет Себя лозой «истинной»? Разве обыкновенные лозы не истинные? 3десь прилагательное «истинный» (ἀληθινός ) имеет, несомненно, значение «принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе» (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям лучше всего ("истинная" ) сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ее веткам.

«Отец Мой – виноградарь» (ὁ γεωργός ); он насадил истинную виноградную лозу – Христа, послав Его в мир.

. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

Ветви лозы – Христа – это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог "очищает" , удаляя из них все, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина, – это т.н. водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, действует так же. Он очищает, конечно, путем тяжелых испытаний () их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Апостолы уже очищены «через слово» Христово (ср. ), т.е. через учение Христа, которое они принимали с верою (ср. ). Это дает им силу отражать вредные для их духовного организма влияния грешного мира.

. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Апостолы должны сохранять такую чистоту и пребывать только во Христе как в истинной благородной лозе. Если они думают, что могут сделать что-нибудь, не получая живительных соков из этой лозы, то они ошибаются: ничего доброго без Христа они не сделают.

. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

Здесь указано, как обыкновенно виноградари поступают с засохшими ветвями. Так на страшном суде будет поступлено и с отступниками от Христа (ср. ).

Но как согласить с явлением отпадения от Христа, которое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше ( и сл.; ) о безопасности, обещанной уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то теперь говорит об отпадающих от Него и погибающих. Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа неистинными Его последователями. «Они вышли от нас, но не были наши» , – говорит Иоанн о противниках христианства, бывших христианах ().

. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, которую они получат от этого: их молитвы будут услышаны (ср. ). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос.

. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел ("плода" ), Христос говорит им, что они прославят чрез то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа.

. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Как Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собой любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях.

. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

Все, что говорил выше Христос (стихи 1–10), сказано с той целью, чтобы апостолы могли усвоить себе «радость Христову» – ту радость, которую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час. Эта радость, конечно, проистекает оттого, что Он сознает Свое единство с Богом. И апостолы будут иметь «совершенную» или полную радость, когда пребудут в общении с Христом.

. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Общение любви апостолы должны поддерживать и между собою. Они должны любить друг друга, как Христос возлюбил их (см. комментарии к ), и самопожертвование за братьев считать высшим проявлением этой любви (ср. ). Господь пока говорит здесь только о самопожертвовании для друзей, а не для всех людей (какое Он проявил Сам; ср. ). Это ограничение объема самопожертвования объясняется тем, что Господь жалел Своих смущенных предстоящей с Ним разлукой учеников и не хотел предъявлять в то время к ним требования, для них слишком тяжелые. Со временем ученики и сами, под действием Святого Духа, поймут всю силу ранее предложенной им от Христа заповеди о любви и к врагам ().

. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями» Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его.

«Я уже не называю вас рабами» . Господь называл так учеников прежде (), но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» . Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс).

«И поставил вас» . Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. ; ).

«Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. ) и «приносили плод» , т.е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле («чтобы плод ваш пребывал» ).

Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите...» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.

. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.:

. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

Переходя теперь к речи о той ненависти, с которою будут в мире встречены апостолы-избранники Христа, идущие исполнять Его повеления, Господь утешает их, прежде всего, тем, что в этом случае апостолы будут испытывать со стороны мира ненависть, с какою еще раньше мир относился ко Христу. Во-вторых (ст. 19), эта ненависть совершенно естественна, а все естественное, обыкновенное не должно пугать человека. Напротив, этой ненависти апостолы должны еще быть благодарны, потому что существование ее ясно свидетельствует о том, что они стоят на правильном пути, что они не заражены грехами мира: ненависть к Церкви представляет собою, так сказать, ручательство в том, что стоит на высоте своей задачи, которую Ей поставил Её Основатель. (Мир у Иоанна везде мыслится как стоящий под властью греха ср. ).

Мысль эту Господь повторяет (ст. 20 и 21), употребляя при этом те же выражения, в каких Он говорил о судьбе учеников, когда отправлял их в первый раз на проповедь Евангелия (см. ).

«Не знают Пославшего Меня» . Здесь указана причина ненависти мира к проповедникам Евангелия, требующим от людей веры во Христа (за имя Мое). Эта причина указывалась и раньше (

. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Так как мир мог в свое оправдание выставить неведение, о котором говорит здесь Христос, то Христос разъясняет, что такое самооправдание совершенно неосновательно. Самое это неведение является несомненным грехом после того, как Христос учил иудеев и совершал перед их глазами Свои великие дела или чудеса. Нет, если они не воспользовались этими средствами к приобретению истинного познания о Боге, Пославшем Христа, то ясно, что они питают в своем сердце ненависть не только ко Христу, но и к Богу.

«Но да сбудется слово» . Ученикам такое неверие мира могло казаться чем-то неожиданным для Самого их Учителя. Поэтому Господь указывает в этом неверии, в этой ненависти к Нему со стороны мира на исполнение ветхозаветного пророчества. Ближе всего Господь, по-видимому, говорит здесь о словах Давида, содержащихся в . Здесь Давид изображает обрушившиеся на него гонения со стороны врагов, но Господь усматривает в Давиде Свой прообраз и в отношении к Давиду его врагов – предуказание на те отношения, в которые станет мир к истинному Царю Израилеву, потомку Давида по плоти (68-й псалом поэтому принято называть мессиански-прообразовательным). Такие же мысли находятся в .

Псалмы названы здесь «законом» в общем смысле, так как вообще всё Священное Писание считалось у евреев руководственным началом в жизни. Называя закон "их" , т.е. еврейским законом, Господь этим не хочет отвергнуть обязательность закона и для Своих последователей, а указывает только на то, что иудеи слишком часто ссылаются на закон как на свое священное достояние. Вот эта-то их опора и говорит теперь против них, обличая их в несправедливом отношении ко Христу.

. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

«От Отца исходит» . Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. );

2) если понимать выражение «исходить» в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха "приидет" и "пошлю" .

Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном» послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т.е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему...» ().

«А также и вы...» . Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего с них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т.е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
2. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3. теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
4. И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина.
5. И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине.
6. И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.
7. И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом;
8. и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом.
9. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.
10. И было слово Господа к Самуилу такое:
11. жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.
12. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал.
13. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.
14. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?
15. И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили.
16. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори.
17. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?
18. И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их».
19. Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?
20. И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил;
21. народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале.
22. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов;
23. ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление - то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
24. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
25. теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу.
26. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.
27. И обратился Самуил, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее.
28. Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя;
29. и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.
30. И сказал Саул: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему.
31. И возвратился Самуил за Саулом, и поклонился Саул Господу.
32. Потом сказал Самуил: приведите ко мне Агага, царя Амаликитского. И подошел к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно, горечь смерти миновалась?
33. Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.
34. И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову.
35. И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Глава посвящена повторению требований относительно жертвоприношений в упрощённом варианте: несмотря на непокорность и ропот израильтян, Бог верен Своему слову и готов дать им Ханаан. Чтобы убедить в этом народ, Он дает наставления будущим поколениям сынов Израилевых.
Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для юного поколения народа крайне важно было понять требования, предъявляемые Всевышним в рамках Завета.

Форма и содержание всех видов жертвоприношений оставались неизменными (см. Лев.1-7 главы с таблицей жертвоприношений ).
Однако здесь Бог обратил внимание на то, какой мотивацией должны быть движимы израильтяне, приходя с жертвоприношением к Богу. Также более упрощённо и доступно для понимания молодого поколения изложено напоминание о необходимости приносить жертвы за грех для случаев нечаянного согрешения; даны разъяснения относительно законности пребывания в стане израильтян пришельцев, пожелавших служить Богу (до этого Бог разъяснял, как закон завета с Ним должны исполнять потомки Иакова-Израиля, но поскольку после выхода из Египта к обществу Израилеву присоединилось множество иноплеменников, назрела необходимость оговорить и положение пришельцев в стане Израиля)

15:1-3 Напоминания о жертвах дарения Всевышнему (всесожжения, в праздники, из усердия)
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам,
3 и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, -
Главным условием для исполнения священного служения Богу с исполнением предписаний закона во всех подробностях было достижение земли обетованной и обустройство в ней. Прежде всего поколение Израиля должно было понимать, что жительством в земле, где течёт молоко и мёд, они обязаны своему небесному Господину, поэтому первыми жертвами Ему должны быть жертвы дарения в знак благодарности за жизнь на благословенной земле, причём, в благодарении они должны быть усердными, с большим желанием приносить жертвы благодарения, а не формально.

15:4-12 тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея;
5 и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца.
6 А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея;
7 и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу.
8 Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу,
9 то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея;
10 и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу.
11 Так делай при каждом приношении вола и овна и агнца из овец, или коз;
12 по числу [жертв], которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их.
Можно заметить, что жертвы благодарения Господу состояли из мяса животных, хлеба, оливкового масла и вина: от остатка этих жертв питались священники (Богу нужно усердие, а не сама по себе буквальная пища); эти виды продуктов составляли основной рацион питания израильтян, достаточный, чтобы обеспечить живущим полноценную жизнедеятельность.

Одна ефа равна примерно 8 литрам. Один гин - около 4 литров

15:13-14 Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу;
14 и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете;
Весь народ Израиля (туземец) должен был приносить эти жертвы в приятное благоухание Господу (доставлять Богу приятное, радовать Его собою и своим поведением, если перевести на духовный смысл). То же самое должны были бы исполнять и пришельцы, пожелавшие жить в среде Израиля по плоти: образ жизни общества, служащего Всевышнему, должен быть угоден Богу и одинаков для всех без исключения.

15:15,16 для вас, общество [Господне], и для пришельца, живущего [у вас], устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом;
16 закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас.
Здесь - акцент на одинаковых требованиях Бога как к пришельцу, так и к Израилю, избранному Богом Себе в народ. Одинаковыми должны были быть не только обязанности, но и права: так Бог показал израильтянам, что они не лучше пришельцев в Его глазах, а пришельцы – не хуже их, Бог не смотрит на лицо и не наделяет никакой народ особыми привилегиями, во всяком народе поступающий по заповедям Его угоден Ему (Деян.10:34,35).

Принцип нелицеприятия Всевышнего был показан, как видим, даже во времена Ветхого Завета. Единственное преимущество Израиля по плоти было в том, что в В.З. времена к священнослужению пред Ним могли быть допущены только представители колена Левия, все остальные колена Израиля по сути уравнивались с пришельцам, усердно исполняющими все заповеди Всевышнего.

15:17-21 Напоминание о приношениях от первого урожая
17И сказал Господь Моисею, говоря:
18 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую Я веду вас,
19 и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу;
20 от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна;
21 от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши.
Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая злаковых, созревающих в первую очередь. Когда народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то каждый раз он должен будет приносить лепёшку, испечённую от нового урожая - в первую очередь своему Владыке: Бог, можно сказать, будет первым, кто «отведает» каждый новый урожай зерна и, тем самым, благословит остальной народ на его употребление.
Поступая так, общество земли обетованной окажет знак внимания, благодарности и преданности Тому, Кто так прекрасно устроил их жизнь в благословенной земле.

15:22-25 Напоминания о жертвах за непреднамеренный грех
(совершённый обществом по неведению, неразумию, нечаянно, по небрежности и т.д)
22 Если же преступите по неведению и не исполните всех сих заповедей, которые изрек Господь Моисею,
23 всего, что заповедал вам Господь чрез Моисея, от того дня, в который Господь заповедал вам, и впредь в роды ваши, -
24 то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех;
25 и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;
26 и будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними, потому что весь народ сделал это по ошибке.
Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

15:27-29 Напоминания о жертвах за непреднамеренный грех
(совершённый отдельным членом общества по неведению, неразумию, нечаянно, по небрежности и т.д, как израильтянина, так и пришельца, живущего в среде общества народа Божиего)
27 Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех;
28 и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей;
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
Козел, как помним из книги «Левит», приносился в качестве жертвы за грех в случае нечаянного согрешения кем-то из "начальников" (хотя тут прямо об этом не говорится, Лв. 4:22-26) и рядового члена общества (Лв.4:27-31).

15:30,31 Напоминания о том, что за намеренный грех (запланированный и осознанный) жертвы не предусматривались
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
Последнее установление касается случая согрешения «дерзкою рукой», т. е. сознательного. Такой грех определялся как богохульство (хулит Бога и святой дух Его) потому, что намеренно пошёл против заповедей Бога и дерзко не подчинился воле Господа, сделал вызов праву Всевышнего руководить Своим обществом.
Человек, повинный в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка могла означать как изгнание из общества, так и смерть (ср. Быт. 17:14). Однако дальнейший случай ясно показал, что она означает.

15:32-35 Случай с человеком, который нарушил заповедь о покое субботы
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
Только что был оговорен закон о дерзких нарушителях законов Господа. И спустя некоторое время в обществе обнаружился человек, уличённый в преступлении «дерзкою рукою».
Человек, собиравший дрова в субботу, возможно даже и для нужд семьи, то есть, по уважительной причине, как ему могло казаться - оказался в глазах Господа богохульником. Почему такое строгое осуждение?

Для обеспечения нужд семьи Бог отвёл 6 дней недели, а суббота должна была бы отводиться «нуждам» Всевышнего.
По сути своими действиями этот человек показал, что не ценит духовное и не нуждается в нём.
Для определения меры наказания его привели к Моисею, который испросил у Всевышнего, как расценить этот поступок и какое наказание применить. Решение могло показаться неожиданным, но всё общество получило наглядное представление о том, чем для них может закончиться неповиновение Богу, которого они пообещали слушаться во всём, что ни заповедает им.

15:36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
Виновного должны были бы вывести за стан и побить камнями: это тоже своего рода испытание послушания Богу, вынесшему такое решение. Но с этим израильтяне справились хорошо

Из этого эпизода израильтяне могли понять, что понималось под «дерзким согрешением» (стихи 30-31), и что означало - «быть истребленным» из общества.

15:37-41 Повеление о ношении кистей с голубыми нитями на одежде
37 И сказал Господь Моисею, говоря:
38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.
41 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш.
Израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них. Кисти с голубыми нитями должны были служить напоминанием об обязанности соблюдать Божьи заповеди.

Голубые нити цвета неба в кистях должны были бы отличать народ Бога от всех остальных народов тем, что у них - небесный Правитель.
Сами израильтяне должны были бы об этом помнить всегда, однако, учитывая их забывчивость, Бог помог им вспоминать о Небе и небесных принципах, глядя хотя бы на голубые кисти одежды (настолько они были неблагодарны по своей сути и часто увлекались духовным блудодейством, отступая от повелений Господних)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама