THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Технологическая карта (план) занятия

Учебная дисциплина : Религиоведение

Тема занятия : Мировые религии и их конфессии

Вид занятия (тип занятия): Урок – лекция с применением информационных технологий (презентация)

Цели занятия:

Дидактическая: дать представление о классификации религий, их распространенности и видах

Развивающая: развивать умение слушать и задавать вопросы; умение выступать перед аудиторией, умение выделять главное и запоминать, умение работать с информационными источниками

Воспитательная : подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: внутрипредметные связи – социальная работа с представителями религиозных сообществ

Обеспечиваемые: с предметами: история, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, философия

Обеспечение занятия

  1. Наглядные пособия : таблица и понятия
  2. Раздаточный материал __ ______________________________________
  1. Технические средства обучения : мультимедиа
  2. Учебные места (для практ. занятий, лаб.работ)_ _________________

________________________________________________________________

5. Литература

Основная: А.Е Кулаков Религии в России

Дополнительная : С.Ф.Панкин История мировых религий

Ильин В.В, Кармин А.С. Религиоведение

Конспект урока

I этап: организационный.

Здравствуйте!

Тема нашего урока: Мировые религии и их конфессии

При изучении этой темы мы рассмотрим классификацию религий, основные понятия, связанные с религиями, виды религий, их распространенность.

Урок я хочу начать со слов известного писателя Н. Гумилева:

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога

Что означают слова этого писателя?

И каким образом изучение данной темы поможет вам в вашей профессиональной деятельности? (можно ответить в конце урока).

II этап: проверка домашнего задания.

Проверка происходит при помощи фронтального опроса, вопросы передаются через презентацию.

Дополнительные вопросы:

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

  1. Определите роль религии в жизни человека и общества.

III этап: изучение нового материала:

Итак, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока: Мировые религии и их конфессии

На уроке должны рассмотреть:

  1. Классификация религий
  2. Родоплеменные религии
  3. Национальные религии
  4. Мировые религии

Во время урока вы самостоятельно составляете хронологическую таблицу: Распространение религий.

  1. Классификация религий

Составляют классификацию мировых религий и их конфессий на основе лекции преподавателя

В мире существует множество религий. Точных сведений об их количестве нет, но можно полагать, что число различных конфессий (считая и сектантские) доходит до сотни, а если учитывать исторически возникающие почти во всех религиях их разновидности, то, вероятно, можно говорить о нескольких тысячах. Существуют разные классификации религии. Принимая во внимание историческую судьбу религии, целесообразно разделить ее на 3 основных типа: 1. Древние религии

  1. Традиционные религии
  2. Нетрадиционные религии

Древние религии – существовавшие в давние времена. К ним относятся верования, бытовавшие в эпоху Древней истории (например, древнеегипетская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.).

Все древние религии были политеистическими, их называли языческими. В них существовало представление о духах, богах, о бессмертной душе, о загробном мире. Общей чертой их обязательно было проведение магических ритуалов, требовавших жертвоприношений богам. Кое-где эти верования дожили до наших дней в виде так называемых местных или родоплеменных религий.

Традиционные религии - возникшие столетиями назад и существующие доныне. Характерно то, что все они утверждают бессмертие душ и загробный мир, однако отказываются от принесения человеческих жертв богам. Традиционные религии принято разделять на национальные и мировые.

Национальные религии – это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии, как правило, в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

Мировые религии в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру. Таких религий в настоящее время 3: буддизм, христианство, ислам.

Новые (нетрадиционные) религии – появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.

  1. Родоплеменные религии

На прошлом уроке мы с вами уже рассмотрели родоплеменные религии. Давайте их вспомним (слайды). Единственный вид родоплеменной религии, который мы не рассмотрели – шаманизм. Запишите себе в тетради.

  1. Национальные религии (слайды)

Конфуцианство – этико-философское учение великого мыслителя и педагога Конфуция. Основное положение учения – положение о необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.

Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.

Синтоизм – национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Синтоизм религия политеистическая. Синтоизм сегодня сохраняет связь с архаичными религиозными представлениями – культом предков и почитаем духов, божеств природы.

  1. Мировые религии (доклад студентов о каждой религии)

Буддизм – мировая религия, зародившаяся в сер. I тыс. до н.э. на севере Индии. В основе этой религии лежит проповедь Будды Сиддхартха Гаутама Шакья –Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него.

Конфессии буддизма:

Ламаизм – разновидность махаянстского направления буддизма, возникло в Тибете. Основателем считается лама Цзонкаба, живший в конце XIV – нач. XV вв. в основе вероучительных положений не отличается от ортодоксального буддизма.

Махаяна (широкий путь спасения) – одно из главных направлений буддизма, сформировалось и получило распространение в I в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов.

Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.

Конфессии христианства:

Католицизм – одно из направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западная Европа.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве, возникшее в XVI вв. в связи с антикатолитическим движением в Европе. Отвергает авторитет Священного Предания, провозглашает принцип спасения личности верой и принцип священства всех верующих. Представляет собой совокупность многочисленных течений, церквей и сект.

Ислам – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.

Конфессии ислама:

Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникшее во 2 ½ VII в. в Аравии. суннисты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухамада ряд халифов, отвергаемых шиитами.

Шиизм – 2 по числу приверженцев направление в исламе. Шииты считают, что законным приемником Мухамада могут быть только его прямые потомки, т.е. дети, внуки, правнуки, и т.д.

IVэтап: подведение итогов.

Во время урока вы должны были самостоятельно составить хронологическую таблицу. Давайте сейчас с вами проверим, что у вас получилось. Меняются тетрадями и проверяют.

Решить ситуацию:

Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.

Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полицииВопросы:

Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?

Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?

Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?

V этап: домашнее задание: конспект, термины


Лекция №1 Предмет религиоведения

28.09.2011 19167 1465

Занятие 1.

Лекция №1.

Тема:Предметрелигиоведения. 2ч.

Цель лекции: способствовать пониманию студентами сущности предмета

религиоведения, показать историю зарождения

религиоведения,нацелить студентов на понимание задач и

функций религиоведения; помочь студентам увидеть

необходимостьи особенность религиоведческого знания и

роль религиоведенияв формировании мировоззрения

личности.

План лекции:

  1. Предмет религиоведения.

Конспект лекции.

1.Предмет религиоведения.

Уже само название предмета «религиоведение» подсказывает, что это область знания, изучающая религию, однако этой подсказки мало для определенияпредмета религиоведения. Совершим экскурс в историческое прошлое.

Ø Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. Так, у КсенофанаКолофонскогоесть мысль о том, что люди создают себе богов по своему образу и подобию: « Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазымиирыжеватыми», «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, - говорилонже,- то быки изображали бы богов, похожими на быков, лошади- похожими на лошадей».

(С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. - М;

1986. С.10)

-Ксенофанвместе со своей кифарой пел:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно,

Кони конямбы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки, их наружнстью каждый сравнил бы

С той породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы.

Голубоокимиих же и русыми мыслят фракийцы.

-АфинскийфилософКритий(У век до н. э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и заставить их исполнять законы. Демокрит (У-1У в. до н.э.) первым указал, что воснове религии лежит страх перед грозными явлениями природы.

-Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.) считал:

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим веленьем творится.

(Лукреций Кар. О природе вещей-М;1983.С.31)

-Сократ, великий проповедник нравственности древней Греции (Ув. до н.э.),

хотя и не оставил после себя никаких трактатов, но оставил мысли, донесенные до нас трудами Платона и Ксенофонта: центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам, к богу или богам. Он считал, что мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося»

(История философии в кратком изложении./Пер. с чеш.

И.И.Богута.-М.:Мысль.1991. С.130)

И погиб Сократ, защищая свои идеи:

В чем обвинен? В том, что не чтит богов,

Которых город чтит, а вводит новых.

Что развращал своих учеников,

Бросалось в обвинениях суровых.

(А.Суслова. Прикосновение. Костанай.2003.)

Катарина Лориллард. Сократ. 1931.

(Сократ перед смертью показывает своим ученикам, среди которых был Платон (сидит у ног учителя), что душа человека бессмертна.)

Ø В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания:

-так, Фома Аквинский, великий богослов, учитель церкви ХШ века, видевший в человеке способность постижения мира через чувственное восприятие, составил пять доказательств существования Бога; а также считал, что между наукой и верой нет противоречия,но вера стоит выше разума, и роль религии в познании мира велика.

-Так, Фрэнсис Бэкон, философ нового времени (1561-1626), когда начала крепнуть наука, считал. Что у философии есть тягостный противник в лице слепого, неумеренного религиозного рвения. Противопоставление науки и религии было явным.

-Так, Франсуа Вольтер (1694-1778) в Назидательных проповедях исследует вопрос о взаимодействии в обществе верующих людей и атеистов.

-Людвиг Фейербах (1804-1872) в работе «Необходимость реформы философии» писал о значении религии: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение захватывает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна бы находиться также в сердце; сердце- сущность религии». (Мир философии: Книга для чтения. В 2-х тт. - М.: Политиздат.1991.Ч.2.С.338.)

Ø Можно до бесконечности долго приводить цитаты и доказательства начала религиоведения. Вывод напрашивается один: уже с появлением религиозных верований начало формироваться отношение к ним, а, следовательно, и появился со временем анализ религиозных течений и направлений. А как самостоятельная отрасль знания религиоведение формируется лишь в начале Х1Х века, когда накапливаются знания о религиях и возникает необходимость поиска закономерностей возникновения и развития религий. В формирование религиоведения свой вклад внесли: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, представители первой, так называемой мифологической школы, которая глубоко изучала вопросы возникновения религий. В середине Х1Х века сторонниками мифологической школы стали также русские исследователи: А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др.

В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека.

Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов.

В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве.

На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит - религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии - полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.

Марксистская теория тоже внесла свой вклад в развитие религиоведения, так как разработала теорию, признающую религию как искаженную, извращенную форму общественного сознания, порожденную бессилием человека в процессе познания мира на определенной ступени развития.

Вывод: «Религиоведение - самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры». (Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. - Астана-Костанай.2000. С. 5.)

2.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.

Давайте выясним, какие науки изучают религию или так или иначе соприкасаются с ней? Студенты перечисляют: философия, культурология, социология, история, психология, этнология, филология, языкознание, естествознание, искусствознание, этика, астрономия, биология, теология и много других.

Обсуждение вопроса : какие стороны религии изучаются перечисленными науками?

3.Задачи и функции религиоведения.

Из перечисления наук и обсуждения граней религии, изучаемых данными науками, становятся очевидными задачи религиоведения: (предлагается студентам самостоятельно написать в конспектах предполагаемые ими задачирелигиоведения в течение 3-4 минут. Обсуждение задач.)

Желательные итоги обсуждения. Задачи религиоведения:

Ø интегрирование разрозненных знаний о религии;

Ø поиск закономерностей развития религии;

Ø обобщение полученных знаний;

Ø критическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;

Ø изучение истории развития религии;

Ø изучение особенностей культов в различных религиях;

Ø выделение функций религиоведения;

Ø изучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.

4.Особенность религиоведческого знания.

Обратимся к вышеназванной книге Дика П.Ф. (С.7-8):

«Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманизацию и гуманитаризацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на её основе-совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей…

Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.

Религиоведение содействует пониманию свободы совестив системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также её реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.

Трудно переоценить значение курса в понимание гуманизма, духовности, в обеспечении национального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрения».

Вопрос: прочтите еще раз характеристику религиоведческого знания и добавьте, чем интересно религиоведение учителю?

Предположительно: курс религиоведения для учителей важен также, как кладовая, для поиска форм и методов работы по формированию мировоззрения воспитанников, а в связи с тем, что министерство образования и науки РК предложило с сентября 2001г. ввести во всех школах специальный курс «Религиоведения», будущему учителю важно иметь глубокие и прочные знания по основам религии для грамотной работы с учащимися. Специализация «Основы религиоведения» дает возможность студентам быть, в какой-то мере, защищенными на рынке труда через полученное дополнительное образование, и знания, полученные на занятиях, станут базовыми при самостоятельной подготовке будущих учителей к ведению в школе нового курса «Религиоведение».

Повторение:

1.В какие исторические эпохи начали складываться религиоведческие точки зрения на вопросы о сущности религии?

2.На каких позициях стояли древние философы относительно религии?

3.Как социальные условия общества влияли на отношения мыслителей к религии?

4.Когда сформировалось религиоведение как самостоятельная отрасль знания?

5.Какие крупные религиоведческие школы внесли свой вклад в развитие отрасли?

6.Дайте определение религиоведения.

7.С какими науками тесно связано религиоведение?

8.Каковы задачи религиоведения?

9.Каковы функции религиоведения?

10.Какая роль отводится религиоведению в системе образования?

11.Почему будущему учителю так важно знать курс религиоведения?

СРС :

1.Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы при изучении курса религиоведения.

2. Написать размышление-миниатюру «Моё отношение к религии».

3. В электронной программе «Культура древнего мира» найти ответ на вопрос: существовали ли религиозные верования в древней Греции и древнем Риме?

Литература:

1. Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей.- Астана-Костанай.2000.

2. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.-М.:Мысль. 1991.

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2002.

4. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.

5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.-М.: Политиздат. 1991.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат. 1986.

7. Туфан З.Религия в системе духовной культуры. - Алматы. 1999.

8. Что происходит после смерти? - Нью-Йорк. 1998.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : «Религия как одна из форм культуры»

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

Образовательные : дать учащимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Сформировать представление о видах религий

Развивающие : формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства

Воспитывающие: Воспитание толерантности к различным культурам и верам Формирование активной жизненной позиции.

Основные понятия : религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Оборудование: презентация « Религия» дидактические материалы: индивидуальные карточки, Конституция РФ.

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и целей урока

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного

    Итог урока

Ход урока

    I. Организационный момент . (Проверка общей готовности к уроку).

    Сообщение темы и целей урока

Здраствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о морали как регуляторе общественных отношений. Знаменитый (354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Аврелий Августин говорил «Воля в нас всегда свободная,да не всегда добрая.» Сегодня эпигрпфом к уроку я взяла слова этого же человека. Будем же верить если уразуметь не можем

Итак, тема нашего урока « Религия»

Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.

Основные понятия которые мы разберем на уроке: религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Религия как мировоззрение и образ жизни.

2.Компоненты религии

3.Функции религии

4.Виды религий

6.Государство и церковь

Вступительное слово учителя:

Религия – лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия – специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил.

Религия – взаимоотношения между Богом и человеком.

Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.

Религия – особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, сверхъестественное

Божество , как считают верующие люди, обладает особыми качествами и способностями:

а) всемогущество;

б) всезнание;

в) постоянное невидимое присутствие повсюду;

г) контроль за поведением личности или общества;

д) воздаяние или возмездие;

е) способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Религиозная жизнь всегда опирается на религиозную веру.

– Что это такое, по вашему мнению?

Религиозная вера – интуитивная умственная и эмоциональная убежденность в наличии божественных качеств и действий.

Религиозное вероучение – зафиксированное в культуре мировоззрение данной религии в виде священного текста или предания, свод догматических правил, веры, религиозной символики, канонов богослужения и т. Д

Какие религии вы знаете?

Неделю назад 1 ученику было опережающее домашнее задание подготовить презентацию « Религии мира »давайте посмотрим,его работу.(показ презентации)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Давайте поговорим о Компонентах религии

Любая религия включает в себя: веру, вероучение, культ, организацию.

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая.

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте Нужна ли религия человеческому обществу?

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряются с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».

В чем ее положительные и отрицательные стороны?

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

4. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу.

Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Секты.

Наряду с мировыми и национальными (иудаизм, индуизм) религиями в мире распространены сотни сект – обособленных религиозных групп. В 20в. получили распространение «тоталитарные секты», основанные на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации. Противоправные действия таких организаций (изуверские обряды, психологическое давление) преследуются законом.

Основатель секты Аум Синрикё – Сёко Асахара – имел десятки тысяч приверженцев в России. На протяжении многих лет секта действовала легально. Асахара отдал приказ боевикам Аум Синрикё провести зариновую атаку в токийском метро, а также приказы о совершении других преступлений (убийства отступников, людей, препятствовавших деятельности секты и т. п.). В 1995 арестован и отдан под суд, приговорён к смертной казни.

Определен список самых опасных сект у вас на столах правила безопасного поведения как не попасть в беду. Но если вдруг с вами или с близкими случилась беда вы можете позвонить по телефону доверия

Работа с диаграммами.

Сейчас мы посмотрим на итоги социологического опроса проведенного вами к уроку религия были опрошены учащиеся школы с 5 по 11 класс. Были заданы 2 вопроса

1. Представлен в круговой диаграмме известно ли вам о существовании сект? Прошу вас сделать выводы на основе приведенных данных.(Большинство школьников знают о существовании сект.)

2.Какие вы знаете религиозные организации?(Большинство учащихся с 5 по11 класс знают о существовании православной церкви.)(Больше всех о сектах знают учащиеся 9-11классов.)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.)

(работа с Конституцией РФ)

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

В соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением.

Свет истинной религии в том, что она поощряет и вдохновляет людей на добро. Истинная религия - это религия милосердия. Фуллер Томас.

Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико инеобходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.

III. Закрепление изученного.

Задание 1. К каким религиям относятся данные объекты.

Задание 2. Соотнесите понятия и определения.

Задание 3.Вам поручено подготовить рассказ

Акмолинская область

Буландынский район

Шубарагашская средняя школа

ПЛАН

урока по основам религиоведения

Тема: «Священная книга Коран и вероучение ислама»

Учитель истории, основ права и экономики: Ахметова Жанар Бегендыковна

2016 г

План урока

Ахметова Жанар Бегендыковна

Предмет

Основы религиоведения

Класс

Тема урока

Священная книга Коран и вероучение ислама.

Смарт цели

    Учащиеся будут знать основные понятия Коране, течениях, существующих в исламе .

    Учащиеся самостоятельно про работа ют материал учебника и про анализир уют результаты своей деятельности, выделя я главное;

    Создать условия для развития умения делать логические заключения, сравнения.

Воспитание чувства уважительного отношения, веротерпимости, толерантности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают основные термины и понятия в исламе, грамотно и полно отвечать на вопросы, составляют диаманту, умеют составлять кластер, делать выводы и умозаключения, проводят оценивание по установленным критериям

Тип урока : комбинированный

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний «Вопрос-ответ»

3. Работа в группах:

1) Составление кластера

2) решение кроссворда

4. Индивидуальная работа

1) Работа с терминами

2) «Тонкие» и «толстые» вопросы

5. «6 шляп»

6. Рефлексия «Корзина идей»

7. Самооценивание

Оборудование : учебники, презентация, раздаточный материал, ватман, маркеры, 6 цветных шляп, интерактивная доска, оценочные листы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 мин

1.Оргмомент. Психологический настрой.

«Корзина идей»

Давайте, ребята, попробуем подумать о чем будет наш урок, в этом нам поможет корзина идей. нам необходимо подобрать ассоциации и идеи к слову «Коран».

Выходят к доске и маркером пишут на ватмане идеи и ассоциации к слову «Коран»

2 мин

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. «Вопрос-ответ»

1.Перечислите мировые религии.

2. Назовите основные даты биографии пророка Мухаммеда.

3. Что такое хиджра?

Отвечают на вопросы

13 мин

3. Работа в группах. Составить проект и защитить его.

1) Коран и Сунна

2) Основы вероучения ислама. Пять столпов ислама.

Ребята делятся на группы, составляют проект. Защищают проект

Правила: работать всем вместе, говорить тихо, слушать и слышать друг друга, правила поднятой руки.

3мин

4. Работа в группах. Решить кроссворд.

Учащиеся в группах решают кроссворд

3 мин

4мин

4. Индивидуальная работа.

1) Приведите в соответствие

2) Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы.

Индивидуально работают по карточкам

Составляют 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы,

Обмениваются ими и отвечают.

7 мин

5. «6 шляп»

Красная шляпа: предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая: перечень фактов.

Черная : выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая : позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа: ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа: предполагает общий, философский вывод.

Текст со стр 162 учебника.

«Одним из предписаний мусульманской религии является усердие в своей вере, или джихад. в наши дни многие трактуют эти понятия как «священную войну». На самом деле применение силы ради защиты веры – лишь один из аспектов джихада. Необходимо помнить, что слово джихад переводится как усилие или усердие, а именно усердие в своей вере. Оно означает, прежде всего, духовные усилия в отношении совершенствования собственной личности. Джихад предполагает борьбу за нравственную чистоту, против пороков. он также направлен на защиту земель правоверных от завоевателей. Однако в наши дни многие утрируют в политических целях концепцию джихада, заявляя о фанатизме и жестокости мусульман. Абсолютизируют военные аспекты джихада и представители ряда фундаменталистских течений, призывающие к борьбе со всеми неверными».

Распределение шляп

Красная - Надежда

Белая - Евгения

Черная – Темирхан

Желтая - Валентина

Зеленая - Камилла

Синяя - Мадина

Учащиеся работают с текстом, свои выводы записывают в тетради.

В установленном порядке озвучивают свои выводы.

4 мин

6. «Диаманта»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 существительных омонима (Ассоциации)

3 глагола-антонима

2 прилагательных-антонима

1 существительное-антоним

Учащиеся высказывают свои предположения к слову «Вера».

    Вера

    истинная, чистая

    обнадеживает, дает силы, направляет

    правда, добро, свет, истина

    разрушает, угнетает, убивает

    злой, мрачный

    безверие

3 мин

7. Рефлексия

«Корзина идей»

Зачитывает ассоциации и идеи на начало урока записанные на ватмане

Учащиеся обсуждаю и делают выводы, правильны ли были их суждения, если нет, то исправляют.

3мин

Подведение итогов урока, оценивание .

Критерии оценивания

А

Знания и умения

Написал(а) ассоциации для Корзины идей

Правильно ответил(а) на вопросы (Вопрос-Ответ)

Знаю основные термины и понятия

Знаю постулаты религии ислам

Знаю пять столпов ислама

В

Применение

Правильно и полностью заполнил(а) таблицу

Правильно решил(а) кроссворд

Участвовал(а) в составлении проекта (флипчарта), Защитил(а) проект

Составил(а) 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы

С

Анализ и синтез

Проанализировал(а) ассоциации, написанные мной для Корзины идей

Аргументировано отвечал(а) на вопросы, приводил(а) примеры

Сделал(а) вывод по технологии «6 шляп»

Итого

Шкала перевода баллов в оценку

Максимальное количество баллов - 12

Примечание: В виду того что по данному предмету оценки в журнал не выставляются, разработала иные критерии оценивания

Приложение № 1

Кроссворд.

1. Одна из трех мировых религий.

2. Полуденный намаз.

3. Вера в единого Бога, выражающаяся в произнесении свидетельства.

4. Послеполуденный намаз.

5. Вечерний намаз.

6. Обязательная каждодневная пятикратная молитва.

7. Священный город мусульман.

8. Паломничество в Мекку.

Приложение № 2

Приведите в соответствие

Источники.

1. Учебник «Основы религиоведения» Гарифолла Есим, «Білім» Алматы 2011г.

2. Nazarbaev Intellektual Schools. C enter of Excellence . “Эффективное планирование», Астана 2015 г.

3. Интернет-ресурсы. www

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов по теме:«Уважение каждой религии - основа здорового общества».

Цель: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства, различия и единство религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей другого вероисповедания.

Ход мероприятия.

Здравствуйте дорогие ребята.

Здравствуйте уважаемые гости.

Еще не зная темы нашего сегодняшнего мероприятия, оглядев оформление зала и посмотрев на приглашенных гостей, я хочу задать вам вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?»

Правильно, о религии. Как вы думаете, что такое религия? Тоже верно, религия- это вера.

2014 год объявлен годом культуры. Религия - это тоже культура: культура государства, культура общества и культура каждого человека в отдельности.

Религия – особая форма осознания мира, которая основана на вере в сверхъестественное, включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия, объединяет людей в сообщества.

Какая бывает религия? (Ответ: разная, у одного народа одна, у другого другая, религий много)

У разных народов, каждой национальности свое вероисповедание. Мы живем в многонациональной стране, но в России только две главенствующие конфессии: Христианство и Ислам. (Слайд -шоу)

Возникновение религии. Научное обоснование .(Главная презентация)

Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, плоды, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.

Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.

Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммада и Будду , которые создали 3 религии – христианство (христиане), ислам (мусульмане) и буддизм (буддисты) . Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.

Сегодня мы с вами поговорим только о двух религиях – христианстве и исламе. Как вы думаете: почему? (Ответ учащихся: «Потому что в нашем лицее обучаются в основном представители этих религий.)

Результаты анкетирования.

В лицее было проведено анкетирование среди учащихся 1-3 курсов. В нём приняли участие 69 человек. По результатам опроса оказалось, что среди обучающихся считают себя христианами 39 человек, мусульманами -28 человек, 2 человека затруднились ответить на этот вопрос, но отвечая на последующие вопросы выяснилось, что один посещает церковь, а другой мечеть.

Так же выяснилось, что 65 человек из вас имеют друзей другого вероисповедания, четверо дружат с ребятами своей веры, и один человек никогда не задумывался с кем он дружит.

Конфликтов на религиозной почве в основном не было. Лишь по два человека обеих религий немного повздорили и то не с друзьями.

вопросы

Результаты ответов

мусульмане

Результаты ответов

христиане

1.К какому вероисповеданию вы относитесь

28

39

2.Есть ли у вас друзья, которые придерживаются другой веры?

Да-27

Нет-1

Не задумывался над этим-1

Да-38

Нет-2

3.Происходили ли у вас конфликты на религиозной почве?

Да-2

Да-1

Не с друзьями-1

На вопрос: « Хотели бы вы больше узнать о другой религии?» все опрошенные единогласно дали положительный ответ.

С этой целью мы и проводим мероприятие, которое назвали «Уважение каждой религии - основа здорового общества ». Итак, начнем.

Христианство - религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Это мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа. Христиане верят, что Иисус –Сын Божий и Спаситель человечества.

Ислам - самая молодая из всех религий, возникнув 13 веков назад, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья. В ее основе лежит ученье, что все имеет свое начало и абсолютно всему придет конец, положенные Всевышним . Ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».

Христианство. История религии.

Христиане верят, что мир создан единым Богом и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей,еще в раю попал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божьей воли, -и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу всего человечества.

Человек нарушил Божий запрет. И возжелал стать «сам как бог». Это изменило саму его природу: утратив бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смертям. Он был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой».

Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил себя избранному народу - иудеям, давал ему Заветы и Священное писание. Чтобы всё написанное было исполнено в точности Господь послал на землю Своего Сына, который страданьями и смертью искупил бы грехи всего человечества. С этой поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Бог пришел в мир….Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же, главным было чудо не слово Иисуса, а Он сам. Главным делом Иисуса было его бытие: « бытие с людьми, бытие на кресте».

Мусульманство. История религии.

Религиозной основой одной из величайших цивилизаций является ислам (придание себя Богу, покорность) – самая молодая из мировых религий. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья.

Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело племя к которому принадлежал Мухаммед. Здесь, в Мекке, находится камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане молятся пять раз в сутки. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622год - её первый год.Сейчас идет 14 век ислама.

Согласно преданиям, рождение Мухаммеда, было предсказано пророками Ибрахимом(Авраамом), Исмаилом, Мусой(Моисеем), Исой (Иисусом). В этих двойных именах нет ничего странного, поскольку и мусульмане и христиане почитают одних пророков.

В мире все совершается по воле Аллаха, он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и положит ему конец. Мухаммед утверждал, что Аллах - это тот же Бог, что и Бог у иудеев. Просто они получили откровение раньше и успели частично исказить его.

Основные символы, обычаи и святыни религий.

Христианство .

Обычаи. Христианство,как ни одна другая религия, основано на тайне. Та́инство - по учению есть , в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая Божия.
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение. Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа.

Миропомазание. По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной .

Покаяние или исповедь. Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение. Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство брака. Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз священником.

Таинство священства. Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Библия - Священное Писание.

Библия - это не изложение вероучения, а рассказ о том, как Бог искал человека. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний и Послания апостолов. Завершает Библию Откровение Иоана Богослова, рассказывающее о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей.

Церковь. Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме церкви. Церковь – это сообщество людей верящих во Христа.

Слово «Церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священником, одним храмом.Церковью также принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как дом божий,- место совершения таинств, обрядов, совместной молитвы.

Церковь, наконец, может пониматься как форма христианской веры.

Крест (Распятие)

Крест изображает распятие Христово, обязательно присутствует в христианских храмах и является нательной символикой.

Мусульманство.

Пять важнейших положений вероучения.

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илахаиллал-л-лахува Мухаммаду Ра-сулу-л-лахи» - Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланец Аллаха.

Салят - каноническая молитва (НАМАЗ) совершается по строго определенному ритуалу, который сложился еще при жизни Пророка.

Саум - пост (РУЗЕ, УРАЗА), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течении месяца рамадан. Он состоит в полном отказе от пищи в дневное время, с наступлением темноты пост снимается.

Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман, обязательная милостыня, которая очищает, дает тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством.

Хадж - паломничество в Мекку - хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. (ВИДЕО)

Коран.

Священное писание ислама, созданное в 610- 630гг. Главы Корана –суры- были произнесены пророком Мухаммедом в Мекке и Медине по вдохновению Аллаха. В Корне содержатся легенды, упоминания об исторических событиях, предписания на все случаи жизни, как человека, так и всего общества. Коран написан на арабском языке. Переведенный на другие языки, он уже не считается священной книгой.

Мечеть.

Мечеть в исламском мире служит местом решения всех вопросов, в том числе и хозяйственных. Шариат – свод законов ислама - определяет всю жизнь мусульманина, в том числе и экономические отношения. Шариат регулирует наследственное право, в нем разработана своя система налогов, а так же торговые сделки.

Полумесяц и пятиконечная звезда. Есть утверждение, что полумесяц символизирует приверженность мусульман к лунному календарю, а пятиконечная звезда- пять столпов Ислама, или пять ежедневных молитв.

Молитвы.

И в мусульманстве и в христианстве существуют главные молитвы. У христиан - это «Отче наш», у мусульман Сура «Открывающая книгу».

Давайте посмотрим и послушаем эти молитвы. (ВИДЕО)

« Отче наш» - это единственная молитва, которой учил Иисус Христос. В ней особенно ощущается, что Господь наш отец, а не властелин. Это очень добрая сыновья молитва. В её основе лежит неутомимое желание быть всегда рядом с Отцом, всегда чувствовать на себе его любовь и осознавать себя защищенным. Потому что без Господа трудно, плохо, страшно.

Сура «Открывающая книгу» - это одна из главных молитв, средство сближения с Аллахом, выражение покорности, бесконечной благодарности, А так же дверь, которая открыта для получения от Аллаха помощи и наставления, и закрыта для ошибок и прегрешений.

Какой бы серьезной не была наша забота, каким бы тяжелым не было наше горе, мы всегда можем вернуть покой, здоровье и радость. Для этого достаточно всего лишь знать такие короткие, но такие нужные молитвы.

А теперь хотелось бы поговорить о законах, или как еще их называют заповедях божьих.

Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.

И в исламе и в христианстве заповеди почти одинаковы или дополняют друг друга. Кто из вас может назвать хотя бы несколько из них?(Ответы учащихся)

Подробнее рассказать о заповедях попросим настоятеля Михайло-Архангельского храма священника отца Стахия Лобачева.

    ЗАПОВЕДЕЙ. ( Презентация)

1.Бог один и нет других богов, кроме него.

2. Не сотвори себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.

3. Не упоминай имени Бога всуе.

4. Шесть дней работай, а седьмой день - Богу.

5. Чти отца своего и мать свою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе.

Вопросы учащихся:

1.Есть ли в исламе заповеди и чем они отличаются от заповедей христиан?

2.Что будет, если не соблюдать Законы Божьи?

На эти вопросы попросим ответить имама Даниса хазрата.

Викторина для учащихся «Религия».

1. В каких двух мировых религиях самое большое число приверженцев? (Христианство и ислам)

2. Как с греческого языка переводится слово «атеизм»? (Безбожие)

3. В течение всей своей истории, особенно во времена испытаний, иудеи жили надеждой, что Господь не оставит их, что придет время и он пошлет им спасителя, Мессию. Что означает слово - «мессия»? (Избранный Богом, по-гречески - Христос)

4. Назовите главную книгу мусульман. (Коран)

5. Коран - это собрание откровений, которые основатель Ислама получил от Бога. Назовите имя этого пророка. (Мухаммед)

6. Как у христиан называется дом Господа? (Церковь, храм)

7. Ислам принимает Десять Заповедей христианства и обладает очень строгой системой законов. Как по-арабски называется этот свод законов? (Шариат)

8. Каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить Хадж - паломничество в Священный город. Как он называется? (Мекка)

9. Как переводится греческое слово «библия»? (Книга)

10. Что означается слово «аминь» в христианских молитвах? (Верно)

11. Как называется группа верующих, отделившаяся от основной религии? (Секта)

12. Что означает мусульманский лозунг «Аллах акбар»? (Аллах могущественен)

13. Кто такие христиане?(Люди верующие в Иисуса Христа.)

14. Какое название у дьявола в исламе? (Иблис)

15.Пять обязанностей возложено на мусульман Аллахом: вера, молитва, пост, милосердие и…Назовите самую почетную.(Хадж)

16.Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане – Аллаху, буддисты – Будде, язычники – многим богам, а кто поклоняется духам?(Шаманы)

17.Как называется главная книга христиан? (Библия)

18.Что такое заповедь? (Закон данный Богом)

19. Как у христиан называется главный праздник?(Пасха)

20.Как называется главный праздник у мусульман? (Курбан - байрам)

Мы подошли, ребята, к следующей части нашего мероприятия и сейчас поговорим о праздниках и традициях обоих религий.. Данные анкетирования показали следующее:

вопросы

мусульмане

христиане

Знакомы ли вы с праздниками и традициями своей веры?

Нет-1

Курбан-байрам

Наурыз

Рамадан,Саадака.

Сабантуй,БишкунакКурсяит

Нет-2

Пасха

Рождество

Крещение,Троица,

Покров,Преображение

Знаете ли вы праздники и традиции другой веры?

Нет-3

Пасха, Крещение, Троица

Нет-20

Курбан-байрам,сабантуй,бишкунак,наурыз

Со своими традициями и праздниками незнакомы один мусульманин и совсем ничего не знают о своих религиозных праздниках два христианина. Перечисление праздников в анкете идет согласно популярности ответов.

С праздниками и традициями другой веры мусульмане знакомы больше, чем христиане. Перечисление праздников идет согласно популярности ответов.

Праздники и традиции религий.

Христианство.

Пасха Христова.

Пасха - название праздника в память избавления евреев от египетского рабства. Главный христианский праздник, отмечаемый как день чудесного воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Первый Вселенский собор установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и проходить после еврейской Пасхи.

ПАСХА - Воскресение Христа, главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является “Праздником праздников и Торжеством из торжеств”, почему и

выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Пасха - это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется - . День празднования Пасхи Христовой каждый год - новый , т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.

Рождество Христово. ( ВИДЕО)

Это один из основных христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первоначальные культовые действия. Главную роль церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. В Киевской Руси празднование Рождества Христова пришло вместе с христианством в X в. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками [продолжались в течение 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января]. Православная церковь всячески старалась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие в восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельской рассказом о Вифлеемской звезде, сообщала о рождении Христа. "Языческие" колядки превратились в хождение христославов со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили их подарками.

Крещение Господне.
(Крещение, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. Введенно оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.
Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд - освящение воды в церкви и в полыньях. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах происходит и в наши дни. В воду иордани окунаются трижды с головой. Несмотря на сильный мороз, никто не простывает после купания. Наши предки считали, что купание в проруби –прекрасная возможность показать свою отвагу и смыть грехи, к которым относились и гадания на Святки.

Праздники и традиции ислама.

Классический, ортодоксальный ислам узаконил 2 главных праздника: Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (малый праздник разговения).

В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда.
Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь – лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину.

Курбан-байрам - праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Ураза-байрам - праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря). Известен также как Пра́здник разгове́ния отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан..

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины (на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим), кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

Ураза-байрам - один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана.

А сейчас, в заключение, я хочу рассказать вам притчу об альпинисте.

При́тча - короткий назидательный рассказ в .

«Один альпинист захотел покорить вершину. В нём взыграла гордыня, он решил это сделать в одиночку и всю славу присвоить себе. Альпинист поднялся в предгорный аул и начал готовить снаряжение. Начинало темнеть. Звезды и луна в эту ночь были закрыты облаками. Завьюжило и поднялся ветер. Видимость была очень плохая. Жители селения останавливали альпиниста, предостерегая о грядущей непогоде: «Не ходи один. Надвигается небывалая буря». Но скалолаз не хотел останавливаться: «Я самый опытный из альпинистов, к моим ногам падали и не такие вершины!» - был его ответ. Он ушел один.

Чем выше гордец поднимался в горы, тем ненастнее становилась погода. Уже и в метре от себя он ничего не мог различить, но упорно продвигался вперед, надеясь только на самого себя, предвкушая грядущую славу.

И вот на одном из опасных выступов альпинист поскользнулся и сорвался вниз. В один миг вся жизнь пронеслась перед глазами. Ужас и беспомощность охватили его. Падая в бездну, в полной темноте. несчастный закричал: «Боже! Я знаю, ты есть, молю - спаси меня!» И вдруг страховая веревка за что-то зацепилась, и человек в беспомощности повис в пространстве. Только хлопья снега окружали его.

На следующий день отряд спасателей обнаружил тело замерзшего и обледенелого скалолаза, которое висело всего в метре от земли.»

Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча?

Что вы поняли из неё?

Заканчивая наше мероприятие я хочу вам всем пожелать, чтобы вы верили не только в свои силы, но и в силы Вышнего, чтобы учились уважать и любить даже тех, кто по вашему мнению недостоин этого. По вере вашей и дано вам будет.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама