THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

- (Rimbaud) (1854 1891), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871).… … Энциклопедический словарь

Рембо, Артюр - Артюр Рембо. РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854 91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада “Пьяный корабль”, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи “Париж заселяется вновь”, “Руки… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

РЕМБО Артюр - РЕМБО, ЖАН НИКОЛА АРТЮР (Rimbaud, Jean Nicolas Arthur) АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен Латура). (1854 1891), французский поэт. Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле. C детства бунтовал против жестких правил в семье и в школе и не раз убегал из дому … Энциклопедия Кольера

Рембо Артюр - Рембо (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, ‒ 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с… … Большая советская энциклопедия

Рембо Артюр - Запрос «Рембо» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения: 20 октября 1854 Место рождения … Википедия

Рембо - Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854 1891) выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания,… … Литературная энциклопедия

Рембо, Жан Николя Артюр - Артюр Рембо Arthur Rimbaud Фотография Э.Каржа Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия

Рембо - Рембо, Жан Николя Артюр Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия

РЕМБО (Rimbaud) Артюр - (1854 91) французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада Пьяный корабль, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи Париж заселяется вновь, Руки Жанны Мари (оба 1871). В книгах стихов и… … Большой Энциклопедический словарь

Рембо (значения) - Рембо Рембо, Жан Николя Артюр французский поэт символист XIX века Рэмбо, Джон (легкоатлет) (род. 1943) американский легкоатлет, призёр Олимпийских игр. Рембо или Рэмбо Персонаж книг Дэвида Моррелла: Первая кровь Рэмбо: Первая кровь,… … Википедия

Книги

  • Стихотворения , Рембо Артюр. В настоящее издание включены практически все стихотворения великого французского поэта, одного из основоположников символизма Артюра Рембо (1854-1891). Его творческоенаследие невелико, в… Купить за 8208 руб
  • Пьяный корабль. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо , Жан Артюр Рембо, Ж.-М.Карре. В сборник вошли избранные произведения выдающегося французского поэта, а также малоизвестный широкому читателю роман Ж.-М. Карре об удивительной жизни и приключениях Ж.-А.…

Феноменальность этого французского поэта заключается в том, что он, поэт по

призванию, свой творческий путь закончил в девятнадцать лет - и еще потом целых

восемнадцать лет жил, исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал

торговцем. Он хотел разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны

примеры, когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы

гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал музу

вернуться - такого не бывало. Рембо оставил поэзию - как отрезал. Без сожаления.

Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и прозу он начал писать в

семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей необычайной зрелостью. В творчестве

он двигался семимильными шагами. В русской поэзии такой ранней зрелостью

отличался Лермонтов. Родился поэт в городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он

бросил мать Артюра, его самого и еще троих малолетних детей.

В школе сразу проявились выдающиеся способности Рембо. Но стать блистательным

учеником для него было мало. В пятнадцать лет он впервые убежал из Шарлевиля -

добрался до Парижа, где его задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в

Бельгию, пытался заняться журналистикой - мать опять с помощью полиции

возвратила сына домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома

В Париже.

Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с

обычных побегов из дома.

МОЕ БРОДЯЖЕСТВО

В карманах продранных я руки грел свои; Наряд мой был убог, пальто - одно

названье; Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье И - о-ля-ля! - мечтал о

сказочной любви.

Зияли дырами протертые штаны.

Я - мальчик с пальчик - брел, за рифмой поспешая.

Сулила мне ночлег Медведица Большая,

Чьи звезды ласково шептали с вышины;

Сентябрьским вечером, присев у придорожья, Я слушал лепет звезд; чела касалась

дрожью Роса, пьянящая, как старых вин букет;

Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

Как лиру, обнимал озябшие колени,

Как струны, дергая резинки от штиблет.

(Перевод А. Ревича)

Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую эпоху Парижской Коммуны. Он с

энтузиазмом принял восстание. В письме своему любимому учителю и другу Изамбару

поэт пишет: "Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня

хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы... Я хотел бы бежать

вновь и вновь..."

Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про который говорил - "мой

родной город выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных

городков". Потом он будет бежать вообще от окружающего мира и от самого себя.

При этом будет стремиться к Новым идеям и формам, будет искать что-то еще не

уловленное никем. Так появляется стихотворение "Гласные", которое уводит

творчество Поэта в область импрессионизма и символизма.

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый, "0" голубой - цвета причудливой

загадки: "А" - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и

воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, "Е" - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом

окропленный; "И" - пламень пурпура, вкус яростно соленый - Вкус крови на губах,

как после жаркой схватки.

"У" - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом

взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

"О" - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие

вселенных; "0" - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

(Перевод В. Микушевича)

Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет: "Рембо шел от самоотрицания к

самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием

уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.

Рембо словно уничтожал за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше

К своему последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии".

Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта измеряются несколькими

стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы перейти от одного этапа в своем

творчестве к другому, а у Рембо порой одно стихотворение уже этап, а другое

стихотворение - следующий.

Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник Флобер, "ненависть к буржуа -

начало добродетели". В его стихах много критицизма, порой безжалостности,

откровенности и циничности, не свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам.

Например, прочтите стихотворение "Венера", Рембо написал его в пятнадцать лет, а

впечатление такое, будто это написал зрелый автор "Цветов Зла" Бодлер.

Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое,

например, стихотворение, как "Руки Жанны-Мари".

РУКИ ЖАННЫ-МАРИ

Они, большие эти руки, В чью кожу въелась чернота, И нынче, бледные от муки,

Твоим, Хуана, не чета.

Не кремы и не притиранья Покрыли темной негой их, Не сладострастные купанья В

прудах агатовых ночных.

Они ли жаркий луч ловили В истоме в безмятежный час? Сигары скручивали или

Сбывали жемчуг и алмаз?

К пылающим стопам мадонны Они ли клали свой букет? От черной крови белладонны

Мерцает в их ладонях свет.

Охотницы ли на двукрылых Среди рассветно-синих трав, Когда нектарник приманил

их? Смесительницы ли отрав?

Какой, пленяя страстью адской, Их обволакивал угар, Когда мечтою азиатской

Влекли Сион и Кенгавар?

Нет, не на варварских базарах, Не за молитвою святой И не за стиркою загар их

Покрыл такою смуглотой.

Нет, это руки не служанки И не работницы, чей пот В гнилом лесу завода, жаркий,

Хмельное солнце дегтя пьет.

Нет, эти руки-исполины, Добросердечие храня,

Бывают гибельней машины, Неукротимее коня!

* И, раскаляясь, как железо,

И сотрясая мир, их плоть Споет стократно Марсельезу, Но не "Помилуй нас,

господь!"

Без милосердья, без потачки, Не пожалев ни шей, ни спин, Они смели бы с вас,

богачки, Всю пудру вашу, весь кармин!

Их ясный свет"сильней религий, Он покоряет всех кругом, Их каждый палец

солнцеликий Горит рубиновым огнем!

Остался в их крови нестертый Вчерашний след рабов и слуг, Но целовал Повстанец

гордый Ладони смуглых этих Рук,

Когда любви мятежной сила В толпе, куда ни поглядишь, Их, побледневших,

проносила На митральезах сквозь Париж!

О Руки! Нынче на запястьях У вас блестит, звеня, металл. Мы раньше целовали

всласть их - Теперь черед цепей настал.

И не сдержать нам тяжкой дрожи, Не отвести такой удар, Когда сдирают вместе с

кожей, О Руки, ваш святой загар!

(Перевод М. Яснова)

Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении Рембо "Пьяный корабль". Оно

довольно длинное и не представляется возможным здесь полностью его привести. Но

читатель, заинтересовавшийся по-

эзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, "Пьяный корабль" - это как бы

символическое выражение состояния души поэта. Корабль очеловечивается, он

плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно. Необузданный метафоризм

передает состояние "корабля-человека", разбитого сердца поэта. "Рембо не только

нарисовал в виде картины, в виде судьбы "пьяного корабля" свое путешествие за

"неизвестным", - пишет Андреев. - Он предсказал даже скорую гибель корабля,

пустившегося в опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в

"видении" свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в

"Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной". Рембо написал это

стихотворение в 17 лет.

Летом 1873 года книгой "Пора в аду" Рембо попрощался с поэзией, как бы отрекся

от самого себя. Он предельно жестко осудил весь свой творческий путь. И это в

девятнадцать лет, когда у большинства поэтов только начинается истинно

творческий путь.

Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он поставил задачу себе -

разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до Египта, до Адена, до Абиссинии -

в городе Хараре он жил последние десять лет своей жизни. В 1891 году у него

начались сильные боли в правой ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали

ногу. Но болезнь прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской

больнице от саркомы.

Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом самоубийственным. Первым

шагом к гибели. Некоторые исследователи считают, что вторым таким шагом был

разрыв с Европой. С почвой своей поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку

Это тоже был какой-то отказ от самого себя.

Биография Артюра Рембо

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г., узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену , после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы. Криком души, мольбой человека, который уже не расчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду» (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятилейти, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних прозведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь. После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки. Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа», а австрийский прозаик Стефан Цвейг - «неуважение к исскуству, пренебрежение им». Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна. Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве. Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) - французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.

Годы формирования

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года, в Шарлевиле (ныне Шарлевиль-Мезьер). Он был был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860 году, воспитанием четверых детей занялась их мать – властная и непомерно строгая женщина: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Столь же рано обнаружились и бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.

29 августа 1870 он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму Мазас. Его любимый учитель Изамбар приехал за ним и увез в Дуэ к своим незамужним теткам, а затем в Шарлевиль.

Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное - так, литература.

Рембо Артюр

Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 - через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой полицией.

В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, вернулся пешком в Шарлевиль.

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. Франко-прусская война 1870-1871 годов нашла свое отражение в стихотворении «Вы, храбрые бойцы…» (буквально: «Мертвецы 92-го»). 18 марта 1871 в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом («Кузнец», «Военная песнь парижан», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь»).

Три года Рембовского творчества

Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты… ты знаешь, как это сказать.

Рембо Артюр

Стремительность и краткость литературной карьеры Артюра Рембо сделали значимым чуть ли не каждый месяц его развития. В 1869 году он получил первую премию за латинскую поэму «Югурта» и в том же году написал первое, еще во многом подражательное стихотворение на родном языке «Новогодние подарки сирот», которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала «Ревю пур тус». 24 мая 1870 Рембо отправил первое письмо поэту-парнасцу Теодору де Банвилю, приложив три стихотворения – «Ощущение», «Офелия», «Credo in Unam» («Верую в Единую») - в наивной надежде, что они будут опубликованы во втором номере «Современного Парнаса». 13 мая и 15 мая 1871 Рембо создал так называемые «Письма ясновидца», в которых изложил свою жизненную и эстетическую программу. Теория «ясновидения» была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику «ясновидцев» Рембо причислил Поля Верлена, отчасти Леконта де Лиля и Банвиля, но прежде всего Бодлера – «первого ясновидца, царя поэтов, истинного Бога».

10 июня 1871 года А. Рембо отправил самые последние стихи – «Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сердце паяца» (позднее названо «Украденное сердце») - молодому поэту Полю Демени.

15 августа Рембо вновь написал Банвилю и отправил ему стихотворение «Что говорят поэту о цветах». В конце августа он послал несохранившееся письмо Верлену с приложением стихов, в частности знаменитых «Гласных», где каждому звуку соответствует определенный цвет. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма написал «Пьяный корабль» - самую «фантасмагорическую» из своих поэм, которая должна была поразить парижских литераторов.

Еще до ссоры с Верленом Рембо начал писать рассказы в прозе – «Языческую книгу», или «Негритянскую книгу». Испытав кризис отчаяния после брюссельской драмы, он вновь принялся за «Языческую книгу», дал ей название «Одно лето в аду» («Сезон в аду») и осенью 1873 опубликовал в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт: он ощущал жгучую потребность рассказать «историю безумства», осмеять «алхимию слова» и восславить житейскую трезвость. В 1874 Артюр Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе «Озарения». Встретившись в феврале 1875 года с вышедшим из тюрьмы Верленом, Рембо отдал «Озарения» своему бывшему другу, с которым ему больше не суждено было увидеться. «Озарения» (1873-1875) были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году.

Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.

Рембо Артюр

Рембо совершил революцию в сфере французского стихосложения: его поэтическая техника нарушило привычные традиции французской поэзии. Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности – поэт стал творцом, равным Богу, и ему открылся скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления «темной» поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением. Наряду с Верленом и Малларме Рембо составляет «святую троицу» французского символизма.

Годы Рембоских скитаний

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет. В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландские колониальные войска, откуда дезертировал спустя несколько месяцев. Его все больше притягивал Восток, и в 1880 он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в Хараре (Зимбабве).

В 1882 году Артюр Рембо исследовал еще не известные европейцам районы, написал об этом доклад и отправил его в парижское Географическое общество. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре. Страшные боли в правом колене вынудили его отплыть в Аден, а затем на родину. 22 мая 1891 ему ампутировали больную ногу в марсельском госпитале. Рембо предпринял поездку домой, но был вынужден вернуться в Марсель в сопровождении сестры Изабеллы, на руках у которой и умер. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.

Рембо Артюр

Артюр Рембо вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 года, но не окончил его. Как поэт формировался под воздействием Теодора де Банвиля, писателя-романтика Виктора Гюго, особенно Шарля Бодлера. Артюр сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и другие), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 года кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Рэмбо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции - «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871). В поэзии поэта развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи так называемого «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и его дальнейшем творческом пути.

Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период поэт создал так называемые «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны в 1872 - 1873 годах, а изданы были в 1886). Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 века Со 2-й половины 70-х годов 19 века Артюр Рэмбо отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 году был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 веке вокруг его наследия развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Его лучшие поэтические традиции были восприняты французскими поэтами Гийомом Аполлинером, Полем Элюаром и поэтами Сопротивления.

Рембо Артур (Rimbaud Jean Nicolas Arthur) (1854–1891), французский поэт.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевилле, департамент Арденны на северо востоке Франции. Второй ребенок в семье капитана Фредерика Рембо и его жены Марии Катрин Витали (урожденной Кюиф), которая происходила из простой крестьянской семьи. Отец бросил жену и пятерых детей, когда мальчику исполнилось четыре года. С раннего детства испытал нужду и лишения. Посещал занятия в местной начальной школе; весной 1856 поступил в колледж Шарлевилля. За год освоил двухгодичную учебную программу. Проявил интерес к поэзии. В 15 лет получил приз за сочинение на латинском языке. Первое стихотворение («Les Étrennes des orphelins») написал в 1869. С 1870 обучался поэтическому мастерству у своего учителя Жоржа Изамбара. К 16 годам создал более двадцати поэтических произведений, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Современный Парнас».

В юные годы Рембо неоднократно убегал из дома, бродяжничал по северной Франции и Бельгии. Сражался на баррикадах Парижской Коммуны 1871. Там же пристрастился к алкоголю.

Родные и близкие резко осудили Рембо за открытое пренебрежение нормами буржуазной морали. Друг детства Эрнест Делаэ утверждал: «его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях».

В начале сентября 1871 Рембо отправил П. Верлену образцы своих поэтических сочинений на отзыв. Прочитав балладу «Пьяный корабль» («Le bateau ivre»), П. Верлен пришел в такой восторг, что немедленно пригласил юношу в Париж. Их первая встреча состоялась 10 сентября 1871 и положила начало бурному трехлетнему роману, полному кипения «жестоких страстей».

Рембо поселился в семейной квартире П. Верлена на улице Николе, 14. Несмотря на молодость, он бесцеремонно помыкал П. Верленом и откровенно дерзил хозяйке. Совместное проживание немедленно привело к конфликту. Жена Поля Верлена Матильда Моте изгнала Рембо за нежелание подчиняться внутреннему распорядку. Некоторое время он скитался у знакомых поэтов Т. Банвиля, Ш. Кро, художника Ж. Форена и др. Вскоре Поль Верлен арендовал для Рембо комнату на улице Кампань Премьер, 14.

Друзья устраивали шумные сборища, проводили время за выпивкой и курением гашиша. Во время шуточной потасовки Рембо ранил Верлена ножом. Их репутация в глазах добропорядочных буржуа серьезно пострадала. Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали Верлена и Рембо из своих рядов; газетные репортеры именовали «скверными мальчишками» («vilains bonshommes»).

20 января 1872 Рембо уехал на родину, но уже 18 мая, по просьбе Поля Верлена, вернулся в Париж. 7 июля 1872 друзья отправились в Бельгию. Спустя месяц переехали в Лондон, где поселились в дешевой гостинице на Хоуленд стрит, 34–35. Зарабатывали на жизнь уроками французского языка. Отношения омрачались пьяными ссорами и взаимной ревностью. Приятели несколько раз расходились и снова сходились. Драматическая развязка наступила 10 июля 1873. Нетрезвый Поль Верлен дважды выстрелил в Рембо из револьвера и ранил его в запястье. 8 августа 1873 он был осужден бельгийским судом на два года за покушение на убийство и мужеложство.

Рембо вернулся к матери в Шарлевилль. В июле 1873 опубликовал сборник стихотворений в прозе «Одно лето в аду» («Une saison en enfer»), посвященный Полю Верлену. Весной 1874 вместе с поэтом Жерменом Нуво Рембо снова побывал в Лондоне. Завершил стихотворный цикл «Озарения» («Les Illuminations», 1875). В последний раз Рембо встречался с Полем Верленом в марте 1875 в Штутгарте, Германия. Встреча закончилась окончательным разрывом, поскольку Рембо упорствовал в своих убеждениях и не желал раскаяться в совершенных грехах.

Заключительный период жизни Рембо прошел в постоянных скитаниях. Поэтическим творчеством практически не занимался. В мае 1876 завербовался в голландскую колониальную армию. Проходил службу в маленьком городке Салатига на острове Ява в Индонезии, где ныне установлена мемориальная доска в его память. Спустя два года Рембо вернулся во Францию. В декабре 1878 устроился диспетчером каменного карьера в Ларнаке, Кипр. Переболел брюшным тифом. В 1880 отправился в Йемен в качестве агента торговой фирмы Бардей. С 1884 занимался торговлей кофе, пряностями, фарфором и др. По всей вероятности, участвовал в незаконных поставках оружия и наемников для эфиопского короля Шоа Менелика II. Одним из первых европейцев проник в ранее недоступную провинцию Эфиопии Огаден.

Между тем, имя Рембо приобрело широкую известность во Франции. В 1884 вышла книга Поля Верлена «Прóклятые поэты» («Les poètes maudits»), один из очерков которой был посвящен Рембо. Поэтический цикл «Озарения» (1886) прочно утвердил за Рембо репутацию гения и «ужасного ребенка» («un enfant terrible») французской литературы.

По рассказам очевидцев, Рембо совершенно равнодушно относился к известиям о своей литературной славе. Он продолжал вести беспорядочный образ жизни, не взирая на ухудшение здоровья. В феврале 1891 у Рембо появились боли в правом колене. 9 мая 1891 он прибыл во Францию для лечения. Врачи одной из больниц Марселя поставили Рембо диагноз рак кости. 27 мая того же года ногу пришлось ампутировать. После операции Рембо намеревался вернуться в Африку, однако умер 10 ноября 1891 в Марселе. Тело предано земле на семейном кладбище в Шарлевилле.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама