Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
Основные виды сложных предложений.
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:
сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (ССП) простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией. В ССП простые предложения равноправны. | Наступила ночь, и в домах зажглись огни. |
Сложноподчиненное предложение (СПП) простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). | Когда наступила ночь, в домах зажглись огни. |
Бессоюзное предложение (БСП) простые предложения связываются без союзов, интонацией. | Наступила ночь, в домах зажглись огни. |
Сложносочиненное предложение.
Сложносочиненные предложения бывают:
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).
Сложноподчиненное предложение.
Особенности СПП:
Строение СПП:
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.
Придаточные предложения с однородным подчинением. Особенности
: Пример
: Пояснения
: 2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему
? |
Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением Особенности
: Пример
: Пояснения
: |
Придаточные предложения с последовательным подчинением Особенности
: Пример
: Пояснение
: |
ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.
Знаки препинания в СПП.
Виды придаточных в русском языке выделяются в зависимости от смысловых связей между частями Но для начала следует разобраться в том, что же представляет собой само (или СПП), и чем оно отличается от сложносочиненного (ССП) своего собрата.
Главное их отличие заключается в определяющей отношения между частями данных Если в ССП мы имеем дело с сочинительной связью (как нетрудно догадаться, исходя из одного названия), то в СПП - с подчинительной.
Предполагает изначальное «равенство» между частями, т.е. каждая отдельная предикативная единица в составе сложного) может функционировать отдельно без потери смысла: Ласковое майское солнце светило приветливо и ясно, и каждая веточка тянулась к нему своими еще молодыми листьями.
Легко догадаться, что части предложения в СПП находятся в иного вида отношениях. Главное предложение в нем «управляет» придаточным. В зависимости от того, каким образом происходит это самое управление, существуют следующие виды придаточных:
Виды придаточных | Значения | Вопросы | Союзы, союзные слова | Образец предложения |
|
определительные | Определяют существительное в главном предложении | Кто, что, где, куда, откуда, который, какой | Я случайно наткнулась на письмо (какое?), которое было написано задолго до моего рождения. |
||
Изъяснительные | Относятся к глаголам | Падежные вопросы | Что, чтобы, как, как будто и пр. | Я до сих пор не понимаю (что именно?), как это могло случиться. |
|
обстоятельственные | Указывают на место действия | Где? Откуда? Куда? | Где, откуда, куда | Он поехал туда (куда?), где цветы цветут круглый год. |
|
Указывают на время действия | Когда? Как долго? С каких пор? До какого времени? | Когда, как только, с тех пор и пр. | Я понял это тогда (когда?), когда было уже поздно. |
||
При каком условии? | Если, если…то | Я помогу тебе решить задачу (при каком условии?), если успею. |
|||
Уточняют причину совершения действия | По какой причине? Почему? | Так как, оттого что, ибо | Петя не смог ответить на вопрос (по какой причине?), так как не был к нему готов. |
||
Указывают на то, с какой целью совершается действие | Для чего? Зачем? С какой целью? | Чтобы лично убедиться в этом, он лично пришел к директору (зачем?). |
|||
следствия | Показывают нам результат того или иного действия | В следствии чего? | Она выглядела так шикарно, так что глаз было не оторвать. |
||
образа действия | Каким образом? Как? | Как, словно, точно, будто, как будто | Мальчишки неслись так (как?), словно за ними гналась свора голодных собак. |
||
меры и степени | В какой степени? В какой мере? До какой степени? | Насколько, сколько, что, как | Все случилось так быстро (в какой степени?), что никто и опомниться не успел. |
||
сравнения | Как кто? Как что? Чем кто? Чем что? | Как, словно, будто, чем | Этот парень оказался намного умнее (чем кто?), чем его сверстники. |
||
Несмотря на что? | Хоть, несмотря на, даром что, сколько…ни, пусть | Пусть это кажется неправдой, но я верю в это (несмотря на что?). |
Чтобы точнее определять виды придаточных, достаточно лишь правильно задать вопрос от главного предложения (или слова в нем) к зависимому (придаточному).
На сегодняшний день одним из лучших инструментов корреляции общей стратегии развития предприятия с рабочим процессом каждого отдельно взятого сотрудника или же специализированных отделов, а также оперативного контроля выполнения поставленных стратегических задач является сбалансированная система показателей. В статье рассмотрено, что она собой представляет и как определяется.
Сбалансированная система показателей – определение, концепция, отличия от других систем управления
Сбалансированная система показателей (ССП) — это отлаженная система расстановки приоритетов для достижения целей. Ее использование повышает продуктивность работы сотрудников и позволяет лучше управлять происходящими в компании процессами.
Данная система показателей была разработана на стыке восьмидесятых и девяностых годов. Два профессора (Роберт Каплан и Давид Нортон) исследовали двенадцать различных компаний. Они установили, что управленцы бизнес-субъектов неправильно расставляют приоритеты в работе сотрудников. Большинство ориентировалось на получение максимальной прибыли в минимальные сроки, то есть присутствовала ориентация на краткосрочную перспективу, а об обучении персонала, повышении среднего уровня квалификации в компании речи не шло. Как следствие, руководство препятствовало развитию своих фирм, поскольку рядовой сотрудник не понимал своей роли в общем деле компании, что негативно сказывалось на эффективности его работы.
Чтобы решить данную проблему, профессора и разработали сбалансированную систему показателей, которая была опробована в нескольких компаниях. После этого ее признали уникальной, поскольку она позволяла интегрировать как денежные, так и нефинансовые показатели полезной деятельности. С тех пор ее концепция постоянно развивалась и совершенствовалась.
Данная система имеет множество отличий от других систем управления:
- Все процессы, происходящие в компании, объединяются в единый механизм;
- Система создана не только для руководителей, но и для каждого отдельного сотрудника;
- Она управляет не только финансовыми процессами, но и другими, важными для продуктивности компании, показателями;
- Это – не система получения показателей, а система управления посредством них.
Элементы и цели сбалансированной системы показателей
Сбалансированная система показателей включает в себя четыре проекции, каждая из которых играет исключительно важную роль в реализации стратегии развития организации:
- Финансы;
- Клиенты;
- Внутренние бизнес-процессы;
- Обучение и развитие.
По задумке разработчиков, есть всего четыре проекции, каждая из которых должна быть реализована, но, в силу тех или иных обстоятельств, руководство организации может включить новые проекции.
Каждая проекция ассоциируется с соответствующим ключевым вопросом:
- Каким образом выбранная стратегия может отразиться на финансовом положении организации?
- Какой образ компания должна создать для клиента, чтобы реализовать выбранную стратегию?
- Какие именно внутренние процессы принципиально важны для реализации стратегии?
- Какими путями нужно идти, чтобы реализовать возможность совершенствования и адаптации организации ради выполнения стратегии?
Получение ответов на эти вопросы и является основным шагом на пути реализации намеченной стратегии развития. Очень важно, чтобы между проекциями установилась причинно-следственная связь, поскольку они должны работать комплексно, а не по отдельности.
Решение вопроса каждой проекции ставит перед компанией определенные цели. Достижение отдельных целей также не должно быть опосредованным, поэтому между ними должна быть установлена причинно-следственная связь.
Принцип функционирования системы сбалансированных показателей
Принято выделять следующие принципы функционирования системы:
Подготовка к построению системы
Первое, что необходимо сделать при подготовке к построению системы – это четко определить свою стратегию, которая, в будущем, и будет реализовываться, а также оценить возможные перспективы роста. Характерная черта сбалансированной системы показателей – это рассмотрение всевозможных перспектив на пути разработки и реализации стратегии. Именно поэтому для успешного использования системы необходимо заранее определить возможные перспективы, а также сформировать для них стратегические цели.
Построение системы – шаги
Когда проведены все необходимые для подготовки мероприятия, можно преступить к построению системы, состоящему из следующих шагов:
- Разработку карты целей, распределенных по разнонаправленным перспективам. Важно отметить, что это не должны быть какие-то абстрактные цели. Нужно определить вполне конкретные задачи и сразу же перейти к их выполнению. Также важно отметить, что перспектива без цели попросту не имеет смысла;
- Разработку показателей. Именно с их помощью происходит управление системой, поэтому в нее должны входить только самые значимые и, при этом, доступные для анализа показатели;
- Разработку плановых значений. Показатели и плановые значения должны рассматриваться по отдельности, поскольку первые долгое время остаются неизменными, а вторые постоянно меняются. Также стоит помнить, что плановые значения должны определяться с учетом максимального развития, но быть реалистичными и достижимыми;
- Разработку мероприятия для достижения плановых значений, то есть определение, как именно будет проходить реализация стратегии на практике;
- Делегирование всех выведенных значений – каждую отдельную задачу нужно закрепить за отделом или конкретными сотрудниками;
- Интеграция ССП в систему мотивации сотрудников. Каждый сотрудник должен быть заинтересован в успешной реализации стратегии компании и иметь определенную мотивацию.
Обеспечение работоспособности ССП
Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование ССП, руководство компании должно регулярно проводить анализ работы и непрерывно контролировать процесс реализации стратегии. Для правильной оценки результатов работы за определенный промежуток времени необходимо ответить на следующие вопросы:
При выполнении анализа важно не только оценить, насколько эффективно работает система, но и разработать способы устранения существующих недочетов, чтобы внести требуемые корректировки. Только постоянный анализ и контроль позволит обеспечить работоспособность ССП.
Сбалансированная система показателей — пример
Понять, как работает сбалансированная система показателей, поможет пример на организации САС «Кабельный завод». Это относительно крупная компания, успешно применяющая данную систему в реализации своей стратегии.
Эффективное применение ССП требует ее разработки в соответствии со спецификой конкретно взятой организации, а не использования чужого образчика.
Составляющая | Цель | Показатель |
Финансы | Повышение стоимости компании | Добавочная акционерная стоимость (Shareholder Value Added, SVA) |
Увеличение объема реализации | Доход | |
Клиенты | Повышение маркетинговой активности | Число маркетинговых мероприятий |
Увеличение доли значимых клиентов | Доля реализации значимых клиентов | |
Процессы | Улучшение качества продукции | Процент отклонений Процент брака |
Повышение эффективности внутренних проектов | Внутренний Я 0 I | |
Создание системы управления качеством (на основе стандартов серии 1Э0-9000) | Процент выполнение проекта сертификации по 180-9000 | |
Расширение производственных мощностей | Производственные площади (м 2) | |
Внедрение ЕРР-системы | Число пользователей ЕРР-системы | |
Развитие системы планирования | Точность прогноза (план/факт) |
Преимущества использования сбалансированной системы показателей
- Составление полной и объективной картины бизнеса для менеджмента. Решение KPI BSC позволяет получать актуальную информацию, необходимую для принятия правильных стратегических решений.
- Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Используя ССП, можно избежать серьезных кризисов, вплоть до банкротства или поглощения конкурентами.
- Облегчение взаимодействия организационных уровней. Один из эффектов применения ССП - это упрощенная схема взаимоотношений между командами и отдельными подразделениями, позволяющая сделать работу более эффективной.
- Упрощение понимания разработанных бизнес-планов всеми участниками производственного процесса, что самым позитивным образом сказывается на объемах выпускаемой продукции и показателях производительности труда.
- Обеспечение обратной связи на стратегическом уровне и обучение. Система сбалансированных показателей позволяет создать надежный канал коммуникаций, повысить уровень квалификации персонала и пр.
- Упрощение работы с информацией. Помощь в трансформации и переработке колоссального объема данных, получаемых из многочисленных источников, в простую и логически понятную систему.
Для того, чтобы успешно работать, выдерживать конкуренцию, постоянно совершенствовать качество работы и иметь стабильно высокие результаты, крупным компаниям необходимо оперативно получать правдивую информацию о своей работе, чтобы своевременно принимать меры по расширению собственных возможностей и улучшению качества производимого товара или оказываемых услуг. Помочь в этом призвана ССП.
Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение
Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Сложносочиненное предложение
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Основные типы сложносочинённых предложений
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречиепотому .
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ):
Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.
Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:
Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев .
3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ):
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
Присоединительными являются союзы да и, тоже, также , помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
Пояснительными являются союзы то есть, а именно :
Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.
Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но :
Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались .
ССП. 1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже) и пояснительные (союзы а именно, то есть).
2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;
Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.
Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но, когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);
2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода ислышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.
Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.
Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом идальняя дорога (Сим.).
Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.
Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.
Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Затонаметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).
3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.
Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)
4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.
Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – тотаскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).
5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.
Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).
Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.
Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).
По количеству грамматических основ предложения разделяются на простые и сложные . Сложные предложения состоят из объединенных интонационно, по смыслу и грамматически двух или нескольких частей (простых предложений):
Запели тёсаные дроги, бегут равнины и кусты.
По характеру средств связи частей сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные. В союзных предложениях части связаны союзами или союзными словами, а в бессоюзных предложениях — интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В данной статье мы рассмотрим сложносочиненные предложения. Особое внимание мы уделим постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, а также узнаем, как найти сложносочиненное предложение в тексте.
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения (ССП) — это такие сложные предложения, части которых соединяются сочинительными союзами:
Я приказал ехать к коменданту, и через пару минут кибитка остановилась перед небольшим домиком, выстроенным на высоком холме, близ деревянной церкви.
Части сложносочиненного предложения независимы друг от друга: здесь нет главного и придаточного предложения и от одной части к другой нельзя задать вопрос.
Части ССП могут соединять следующие союзы (сочинительные союзы):
1) соединительные и, да (=и), ни…ни, также, тоже : Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба;
2) противительные а, но, да (=но), однако, зато, же, а то, не то : Игра и ужин уже кончились, но гости ещё не разошлись.
3) разделительные или, либо, ли…ли, то…то, не то… не то, то ли… то ли, или … или: То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно;
4) присоединительные да, да и, а также и, да, а, но, же в присоединительном значении в сочетании с наречиями ещё, потому , предлогами причём, притом и частицами вот, даже : Дверь была закрыта, в доме никого не было, да и стоило ли ждать другого?
5) градационные: не только.. но и, не столько.. сколько, не то чтобы.. но, хотя и … но : Не то чтобы он не старался успеть, но просто ему было трудно уложиться в срок.
Следует отличать ССП от простого предложения, осложненного однородными членами: Занимайтесь спортом, и всегда будете здоровы — это ССП, так как два глагола, стоящие в разной форме (в разных наклонениях), не могут быть однородными членами; Телевизор отправили в мастерскую, и там его отремонтировали — ССП, т.к. подразумеваются разные деятели.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
, с. .
Между частями ССП ставится запятая: Встаньте на его место, и вам будет понятен мотив его поступков.
— с. .
Ставится тире вместо запятой при неожиданном присоединении, резком противопоставлении или подчёркивании причинно-следственных отношений между частями ССП: Один прыжок — и его легкий силуэт уже виднеется на крыше.
; с. .
Ставиться точка с запятой, если предложения значительно распространены и между ними нет тесной связи:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне. (А.С.П.)
Запятая между ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда части соединены одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и части ССП:
[ общ. ] и .
[ общ. ] и .
имеют общий второстепенный член предложения (дополнение или обстоятельство): По учицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
и , (общ.).
имеют общее придаточное предложение: Когда наступает весна, дни становятся длиннее и всё живое расцветает.
Общее [ +++, ] и .
имеют общее вводное слово или предложение: Возможно, бланки уже проверены и уже есть результаты.
[ Только ] и .
[ Лишь ] и .
имеют общую частицу ТОЛЬКО, ЛИШЬ и проч.: Только вьюга шумит и качаются березы.
[ Назывн. ] и [ назывн. ],
являются назывными предложениями: Золотые купола и колокольный звон.
и ?
являются вопросительными: Который теперь час и скоро ли мы приедем на место?
и !
являются восклицательными: Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!
[ Побуд. ] и [ побуд. ].
являются побудительными: Пусть будет мир и люди будут счастливы.
[ Безличн. ] и [ безличн. ].
являются безличными предложениями с одинаковой формой сказуемого или синонимами в составе сказуемого: Слякотно и сыро.
Как найти сложносочиненное предложение в тексте?
Найти сложносочиненное предложение мы можем по трем признакам:
1) Во-первых ищем сложное предложение (с двумя или более грамматическими основами);
2) Во-вторых, в конкретном сложном предложении определяем, каким союзом (сочинительным или подчинительным) связаны его части;
3) В-третьих, выясняем, можно ли задать вопрос от одной части к другой.
Например:
Командир батальона встал на солнце, и тысяча огней засияла на золотой резьбе его шашки.
1) В этом предложении 2 грамматические основы (командир батальона встал — тысяча огней засияла );
2) Части связаны сочинительным союзом И
3) Части предложения равноправны, нельзя задать вопрос.
Вывод: перед нами сложносочиненное предложение.