THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Законопроект, совершенст­вующий механизмы целевого приёма в вузы, будет внесён в Госдуму в ближайшие месяцы», - поделился с «АиФ» информацией Александр Соболев, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Мин­обрнауки.



Поступление в вуз происходит по результатам ЕГЭ по 3 или 4 предметам (зависит от специальности). И чем престижнее вуз, тем выше суммарный балл ЕГЭ. Однако существует лазейка, благодаря которой троечники обходят при поступлении отличников. Это «целевой набор». Региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобст­венности могут направлять абитуриентов в лучшие вузы на обучение за госсчёт. И льгота эта, увы, нередко отдаётся не талантливым, а имеющим нужные связи. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность - 240, то ребёнок, получивший на ЕГЭ 239, не поступит, а «целевика» со 130 зачислят. И формально всё будет законно. Единственный вуз, который в 2016 г. установил для «целевиков» такой же минимальный проходной балл, как и для обычных абитуриентов (210 баллов), - МИСИС.

«Лишь 3-12% «целевиков» после получения диплома едут работать на предприятие, которое их направило на учёбу», - замечает Алевтина Черникова, ректор МИСИС.

Целевое обучение

Сейчас

Договор на целевое обучение 2-сторонний, заключается между поступающим и направляющей организацией.

Вуз обязан принять абитуриента и потом выдать направление на трудоустройство на то предприятие, которое заключило с ним договор. Абитуриенты по договору обязаны в течение месяца после получения диплома об образовании явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращаются единицы, и никаких санкций для них не предусмотрено.

Что изменится?*

Договор

Должен быть 3-сторонним - между абитуриентом, заказчиком (госорган, предприятие, направляющее на учёбу) и вузом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз.

1. Проверяет договор. В случае отсутствия в нём чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания документа и не принимать данного абитуриента по квоте целевого приёма.

2. Организует конкурс в пределах квоты целевого приёма.

3. Создаёт условия для освоения студентом образовательной программы.

Студент

1. Обязуется успешно осваивать образовательную программу (не ходить на лекции уже не получится). Критерий успешности обучения устанавливается вузом и прописывается в договоре.

2. После окончания вуза «целевик» обязан не менее 3 лет отработать в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик (предприятие или госорган)

1. Предоставляет меры соцподдержки: выплачивает повышенную стипендию, оплачивает жильё и т. д.

2. Организует практику студента.

3 Принимает на работу выпускника на должность, соответствующую уровню полученного образования.

* Нормы ещё обсуждаются и вступят в силу в приёмную кампанию 2018-2019 гг.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня хотелось бы напомнить или рассказать абитуриентам про целевое направление, его плюсы и минусы. Итак, что же хорошего и плохого есть в поступление по целевому направлению? На самом деле тема достаточно обширная, поэтому я освещу основные пункты, если будут вопросы, спрашивайте в комментариях, постараюсь ответить.

Что такое целевое направление, как получить и какие есть плюсы?

Целевое направление – это возможность бесплатно обучаться в ВУЗе, получить специальность и, что самое интересное, место работы. Целевое направление на обучение как получить? Будем откровенны, зачастую целевое направление получают, что называется «по блату», но официально варианты где взять целевое направление следующие:

Но не нужно думать, что наличие целевого направления автоматически делает Вас студентом, это не совсем так. Конкурс при поступлении всё же будет, но не среди всех абитуриентов, а только среди «целевиков», то есть абитуриентов, имеющих целевое направление. Этот конкурс проходит проще, поскольку конкуренция значительно ниже, да и проходные баллы ЕГЭ несколько ниже.

Ещё один момент, связанный с обучением по целевому направлению заключается в том, что сейчас все ВУЗы переходят на так называемую Болонскую систему образования. Проще говоря, сейчас вместо обучения специалистов есть обучение бакалавров и магистров. Назревает логичный вопрос, а кем можно стать после обучения по целевому направлению — бакалавром или магистром? На уровне закона это не прописано (или я не нашел), но нашел, что бакалавром или магистром Вы станете зависит от заключенного с предприятием договора и его готовности оплачивать Ваше образование. Если предприятию нужны магистры и оно готово оплатить образование в магистратуре, то быть Вам магистром, в противном случае — бакалавром

Теперь соберем в кучу все преимущества от поступления по целевому направлению:

  • Легче поступить, конкурентов меньше, проходной бал ЕГЭ ниже.
  • Бесплатное обучение, поскольку всё за Вас оплатит предприятие, которое выдало целевое направление.
  • Наличие места работы после окончания ВУЗа. Более того, после поступления будет составлен договор между институтом, предприятием и Вами, где будет прописано, что Вы обязаны отработать несколько лет на данном предприятии или возместить предприятию все деньги, потраченные на оплату Вашего обучения.

Поступление по целевому направлению, минусы.

Как и всегда, в любом хорошем деле найдется ложка дёгтя. Возможно для Вас это всё будет мелочами, но знать о них не будет лишним:

  • Вы можете разочароваться в выборе специальности. Вдруг поймете, что Вы хотите быть не, скажем, медиком, а, например, архитектором. Но после окончания обучения придется несколько лет (минимум 3 года) отработать медиком.
  • Вы не будете получать стипендию от института и про тоже можно забыть. Возможно, будет стипендия от предприятия, но не факт.
  • Вы не сможете переехать в другой город, пока не отработаете указанный в договоре срок.
  • Возможно каждое лето Вы будете проходить практику на предприятии, которое выдало Вам целевое направление.
  • Вам может не понравиться институт, в который Вы поступили, но это уже совсем мелочи, как мне кажется.

Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о целевом наборе в вузы

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, в интервью РИА Новости рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович .

- Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.

Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

- Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого. В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого - либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой - по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора - в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле - мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи - обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом - либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая - медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями - партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна - целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно - целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во - первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во - вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает - в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Информация о том, где взять целевое направление -

Мои ученики часто спрашивают, что такое целевое направление, как его получить, в чем преимущества и недостатки данной системы. В этой статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы.


Работодатель оплачивает вашу учёбу, а вы после получения образования обязаны отработать на него

Что же такое целевое направление?

Целевое направление - это официальное обращение компании (государственной организации) к вузу, с просьбой зачислить вас на учебу. Будущий работодатель оплачивает ваше образование, и, получив диплом, вы будете обязаны отработать на него от трех до пяти лет.

Как получить целевое направление?

Шаг первый — находим компанию, от лица которой будет отправлен запрос в администрацию вуза.

Лайфхак: чтобы не тратить много времени на самостоятельные поиски такой организации, вы можете узнать в приёмной комиссии, с какими фирмами у них были заключены договоры. Также можно поинтересоваться у других студентов-«целевиков».

Шаг второй

Не менее чем за полгода до ЕГЭ вы заключаете договор с компанией. Как правило, у фирм уже существуют определенные договоренности с вузами, и вам нужно будет выбрать направление в одном из предложенных институтов от работодателя.

Обязательно детально изучите договор: важно понимать, когда вы придёте на выработку (после окончания специалитета, бакалавриата или магистратуры, которую фирма также может оплатить), сколько лет вы будете работать на компанию после окончания обучения и на каких условиях.

Шаг третий

Собираем документы. Необходимый перечень бумаг вам подскажет работодатель. Будьте готовы, что это займет некоторое время. В администрацию компании нужно подать заявление, где указываются личные данные ученика, номер общеобразовательного учреждения, класс, желаемая специальность и вуз.

Договоры между вузами и заказчиками заключаются в апреле - мае, именно к этому моменту решаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных целевых мест.

Если желающих обучаться по целевой программе больше, чем количество выделенных мест, то  среди «целевиков» проводится конкурс на  основе баллов ЕГЭ.

Шаг четвертый

Готовимся к ЕГЭ! Помните: наличие договора не повод расслабляться!

Шаг пятый

Июнь. Подходит срок подачи документов. Вы обязательно должны сообщить приёмной комиссии, что поступаете по целевому направлению. Стоит отметить, что подавать документы по данной программе можно ТОЛЬКО в один вуз по одному направлению. В остальные вузы вы будете проходить по общему конкурсу (сумма баллов ЕГЭ).

В чем преимущества целевого направления?

Для выпускника этот формат облегчает процесс поступления, поскольку данная группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже общего. Целевое направление также позволяет не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза.

Кроме того, «целевики» имеют право на первоочередное заселение в общежитие и надбавку к стипендии за счет будущих работодателей.

Приказ о зачислении таких студентов появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов, что является плюсом для тех, кто не прошел этот конкурс – еще останется время подать документы на общих основаниях.

А есть ли недостатки?

Да, разумеется, свои подводные камни тоже есть. Прежде всего, речь идет об обязательствах, которые компании накладывают на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза (работаешь там, где скажут).

Например, отучившись в престижном вузе в Москве, выпускник обязан вернуться в город, где он получил направление от администрации. Рассчитывать на повышение зарплаты или карьерный рост в течение срока отработки не стоит.

Ну и, наконец, студент обязан учиться, закрывать сессии, не иметь хвостов. При несоблюдении любого из условий договора работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы на обучение.

Таким образом, если вы любите стабильность, не хотите рисковать, отнестись серьезно подходите к выбору места работы, то целевое направление – оптимальный вариант.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама