THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Доклад

По дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Спартанская и афинская системы воспитания»

Выполнила: Попова М.Д.

Специальность: 38.05.01.

« Экономическая безопасность»

Учебная группа: 1402

Кафедра: БЭСО

«Экономическая безопасность»

Преподаватель: Кушер Ю.Л.

Москва 2015

Введение 3

1.Спартанская и афинская системы воспитания 4

2.Аристотель 8

3.Школа в Афинах 9

Заключение 11

Библиографический список 12

Введение

Изучить древнегреческую систему образования.

1. Познакомиться со спартанской системой воспитания;

2. Рассмотреть афинскую систему воспитания;

3. Исследовать представления древнегреческих философов о воспитании.

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики - системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов.

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; одухотворял природу, наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; обладал полисным сознанием, не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» - «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине I тысячелетия до н.э. Афины становятся центром ремёсел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно жили и рабовладельцы, и завоёванные ими пируэки, и илоты-рабы.



Спартанская и афинская системы воспитания

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного - лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное - держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду - есть-то, хочется.

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи - в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми.

Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки - идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Детство и юность знатного афинянина - это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания.

Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.

Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»).

Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность - будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.

В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении

«вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная - афинскую систему.

Процесс воспитания в спартанской системе - это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника.

Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка. Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, - педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны.

С другой - личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания - культурная и социальная личность, индивидуальность.

То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями.

Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина.

В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.

Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево».

Для педагога-гуманиста воспитанник и объект его влияния, и в то же время субъект, обладающий собственной позицией. Отсюда и деятельность педагога ориентирована на обращение-диалог с «Я» воспитанника, на стимулирование, усовершенствование его внутренней жизни. Позиция педагога лишь направляющая, оставляющая за учеником самостоятельность действий, свободу выбора. Эталоном педагога такого плана был и остаётся Сократ, знание об искусстве которого мы получаем благодаря описаниям его ученика - великого Платона.

Александр Македонский воспринимался его современниками Героем, но уже не полубогом, а человеком. И это явилось результатом существеннейших изменений в жизненных смыслах греческой культуры, её гуманизации: человек не только освобождался от пут полисного сознания - он был на пути признания своего высокого предназначения в этом мире, что отражала и чему активно способствовала древнегреческая философия.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-393 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в настоящее, прошедшее, но и в будущее. В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания. Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства). Однако разум человека в его земном бытии оценивался достаточно критично с точки зрения его поведения, состояния души. По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире. В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром - способностями стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям.

Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, философы нашли, как показало время, самый верный способ - разносторонне развивающее образование на базе ценностей культуры. Каждый из учебных предметов (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), определявших содержание афинской системы воспитания, был оценен и с точки зрения практичности, и с точки зрения развития и усовершенствования духовных начал, духовной жизни индивидуальности. Образовательный процесс представал как «встреча» ребёнка (с имманентно присущими задатками и способностями к развитию) и взрослого (носителя культуры, духовного опыта, обладающего особой способностью возбуждать стремление к духовности), как их диалог - средство «передачи» и «присвоения» культурных ценностей.

Аристотель

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит.

Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе" понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике.

Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни.

Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Школа в Афинах.

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим.

Платон говорит, что мальчики посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям. В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами.

Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером.

Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде. Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Заключение

Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию. По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства (правда, у Платона это идеальное государство, выстроенное на идее Блага, ориентированное на развитие и жизненный путь человека в соответствии с природными способностями, в чём люди не равны между собой).

Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства. Однако и он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. - Только таким путём возможно и должно «делать людей полезными» и для государства.

Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания; с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной, свободной личности, включённой в природную и социальную среду. Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов ориентировались на природные процессы, силы и способности человека, на их саморазвитие, одухотворение в воспитании культурными ценностями, идеалами, что обусловило непреходящий, «вечный» характер этих идей. В истории древнегреческого воспитания истоки полярных моделей современного педагогического процесса, антиномий современного педагогического сознания: воспитание как воздействие и как взаимодействие; цели социо-ориентированные и цели личностно-ориентированные; авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание; ребёнок - объект и ребёнок - субъект воспитания; прагматическое отношение и ценностное отношение к культуре.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.


Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания имела преимущественно военно- спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов- рабовладельцев, а также военными конфликтами.


Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов. Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Спартанская система воспитания


С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу. Спартанская система воспитания


В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Спартанская система воспитания




Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.


Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты. Спартанская система воспитания


Афинская система воспитания Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств. Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.


Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Афинская система воспитания


Достигнув лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Афинская система воспитания


Но более основательную в этом плане подготовку юноши лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия. Афинская система воспитания


Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Афинская система воспитания


Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Афинская система воспитания


Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку. Афинская система воспитания


Таким образом следует сделать вывод: Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.


Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

Древневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху античности, греко-римской древности. В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» нашёл свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Вместе с тем, существовало две модели обучения и воспитания:

  • 1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;
  • 2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До семи лет мальчиков воспитывали дома. С семи до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До семи лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами.

С семи лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.

В результате такого воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения.

Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Характеристика В Афинах В Спарте
Государство и образование Афиняне стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Обучение из дома перешло в школы. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Первый в мире университет был создан Платоном. Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для инкорпорирования молодых спартанцев в гражданский коллектив. Программа обучения была общей для всех, причём гуманитарный цикл в ней занимал минимальный объем.
Цели воспитания Умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев.
Ступени воспитания До 7-ми лет дети воспитывались в семье, с 7-ми лет дети обычно посещали мусическую школу, в возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), с 15–16-ти лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18-ти лет), с 18-ти до 20-ти лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. Обучение начиналось с 7–8-ми лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11-ти лет – «мальчики» и до 15-ти лет – «подростки») и 5-летний цикл – «эфебии» – от 16-ти до 20-ти лет.
Методы воспитания Пример наставника. Афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака). Гимнастические и военные упражнения.
Воспитание и личность воспитанника Девочки получали только элементарное образование, а мальчики развивались всесторонне. Мальчики воспитывались воинами, девочки не отставали.
Образцы учительства и ученичества Учитель - открытй наставник. Педагог – раб. Пайдон – представитель власти. Эйрены – юноши, которые проявили себя в умении руководить.
2. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов на вопросы воспитания
Демокрит Сократ Платон Аристотель Исократ
Обучение, упражнение. Демокрит был первых из тех, кто поднял вопрос об умственном воспитании детей. Воспитание - это прежде всего забота о душе. Воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Приравнивает обучение красноречию к воспитанию, призванному сформировать гражданина, достойного полиса. Искусство составления речей квалифицируется им как философия, один из двух элементов педагогики: педотрибика должна заботиться о теле человека, а философия - заниматься его душой.


3. Раскройте понятия:


Гомеровская Греция – "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссей";

Эфоры – в Древней Спарте, а позже и в Афинах - выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий;

Эйрены – вожатые отрядов в государственных закрытых воспитательных заведениях (агеллах) в системеспартанского воспитания для мальчиков и юношей рабовладельческойаристократии (спартиатов). Назначались из числа воспитанников в помощь взрослым воспитателям;

Агонистика – показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории;

Педагог – раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу - и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью;

Гимнасия – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки;

Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. В общем смысле, слово Палестра может употребляться как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта;

Эфебий - юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина;

Хламида – короткий прямоугольный отрезок плотной ткани, скрепляемый на плече, одежда путешественника и воина;

Софист – древнегреческий платный преподаватель красноречия, представитель одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э.;

Майэвтика – повивальное искусство, метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов;

Академия – научные организации, учебные заведения;

Ликей – в древних Афинах гимнасий возле храма Аполлона Ликейского, где учил Сократ, затем Аристотель и творил суд полемарх;

Криптии – жестокая охота спартанских юношей на илотов, устраивавшаяся от имени государства;

Агора – рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний;

Эфебия – государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки эфебов к военной и гражданскойслужбе;

Киник – представитель философской школы, основанной Антисфеном в Древней Греции в IV в. до н.э.;

Стоик – представитель учения стоицизма;

Эпикуриец – последователь философа Эпикура;

Мусеум – основан в Александрии Птолемеем II. Главной формой обучения в Мусеуме были лекционные занятия;

Семь свободных искусств – круг учебных наук, то есть дисциплин, в Древнем Риме и средневековой Западной Европе. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, "троепутье" познания - тривиум, и арифметику, геометрию, музыку и астрономию - высшую ступень познания, "четверопутье" – квадривиум;

Риторика – искусство общения.


2. В чем проявлялась взаимосвязь между общеславянской культурой и образованием и культурой и образованием остальной Европы.
Славяне Европа
Культура В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом.
Образование Сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации. Большое значение в этот период придавалось военному обучению.

3. Раскройте следующие понятия:


Народная педагогика – система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия;

Традиционное воспитание – воспитание ребенка так, как принято в обществе;

Аталычество – древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени);

Гридь – младшая дружина;

Молодой – младший;

Отрок – подросток;

Чадо – дитя;

Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов;

Обряд – совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение;

Традиция – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений;

Наставление – нравоучительное указание;

Поучение – наставление.


Раздел II. История школы и педагогики в Средние века

Тема 5. Воспитание и школа в Византии

1. Продолжи фразу: «Идеалом образованной личности в Византии являлся» человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.

2. Раскройте понятия:


Энкикилос пайдеусис – система образования из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Пропедиа – элементарное образование.

Педиа – образование выше начального.

Дидаскал – учитель.

Пайдейя – учитель.

Схеды – импровизация.

Магнавра – пышный зал для церемоний на периферии Большого Константинопольского дворца.

Графис – тростниковое перо.

Диспут – способ ведения спора.

Консулы философии – те, кто возглавлял различные кафедры.

Главы риторов – преподаватель философии.

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.


Тема 6. Воспитание и школа в Западной Европе в эпоху Раннего и Высокого Средневековья. VI–XIII вв.

1. Сравните взгляды на воспитание.

Боэций Алкуин Пьер Абеляр Винсент из Бове
Создал учебники по всем «свободным искусствам», объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку в учебный цикл «квадривиум» (четвёртый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путём) - грамматикой, риторикой, диалектикой составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования. Мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучении. Причём мудрость включает в себя не только духовное знание, но и светские науки. Его сочинениями, в основном пособиями для обучения (учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике) пользовались в школах до конца средневековья. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. В воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми. Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней").

2. Раскройте понятия:


Рыцарское воспитание– система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора - до 14 лет - пажи; до 21 года - оруженосцы. Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, - а также придворному этикету.

Диалектика– метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Семь свободных искусств– арифметика, геометрия, астрономия и музыка входят в учебный цикл «квадривиум» (четвёртый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путём) - грамматикой, риторикой, диалектикой и есть 7 свободных искусств.

Странствующий студент– труппы бродячих артистов, странствующих народных актёров.

Коллегия– общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ.

Прокуратор– высокопоставленный чиновник, заведующих той или иной частью императорского имущества и управляющих провинциями.

Магистр– глава некоторых светских и церковных учреждений.

Лиценциат– академическая степень, квалификация, приобретаемая студентом после окончания лицентиатуры.


Тема 7. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. XIV–XVII вв.

2. Заполните таблицу:

Воззрения на проблемы воспитания мыслителей эпохи Возрождения.

Витторино де Фильте Франсуа Рабле Эразм Роттердамский Томас Мор Мишель де Монтень
Гуманистическое образование своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывную связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию (право, медицину, теологию. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей. Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю». Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья.

3. Раскройте понятия:


Гуманизм– прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма.

Гражданское воспитание– формирование гражданственности как интегративного

качества личности, позволяющего человекуосуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

Религиозный фанатизм– крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

Реформация– Социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Возрождение– Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения.

Латинские школы– учебные заведения, начальные или повышенного типа с латинским языком обучения.

Публичные школы– старой традиционной школы, такой, как Итон или Харроу, которых в Великобритании.

Школа иезуитов– делились на низшие - коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие - семинарии(с 6-летнимсроком обучения).


Тема 8. Воспитание в Киевской Руси и Русском государстве X– XVII вв.

1. Заполните таблицу (отмечая самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси).

2. Раскройте понятия:


Кормильство– форма домашнего воспитания детей феодальной знати.

Кумовство– послабления и поблажки по службе в угоду приятельским отношениям или родственным связям.

Поучение–наставление.

Изборник– Рукописный сборник в Древней Руси, состоящий из отрывков, выбранных из разных книг и переводов.

Житие– Повествование о чьей-то жизни.

Мастера грамоты– народный учитель, самоучка, обучавший детей и взрослых основам грамоты (чтению и письму).

Школа учения книжного– Вторая ступень обучения на Руси.

Немецкая школа– практиковала бесплатное обучение и независимость от сословия учеников.

Псалтырь– библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песен, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Славяно-греко-латинская академия– первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.

Братская школа– православное учебное заведение Полоцка.

Домострой– памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.


Раздел III. История школы и педагогики в Новое время XVII–XIX вв.

Тема 9. Школа и педагогика в странах Западной Европы XVII–XIX вв.

1. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы на примере взглядов:

Ф. Бэкон В. Ратке Р. Декарт
Цель образования - не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоватьсяметодами их приобретения. Выдвинул требование уделять в школах, по крайней мере, на первых годах школьных занятий, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. Предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. Необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

2. Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование и заполните таблицу

Линия сравнения Цели Принципы Содержание Методы
Я. Каменский Признания самоценности человека. Природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Он выступал за энциклопедичность, посильность, целесообразность содержания обучения. -вначале - пример, а потом правило; -предмет - и параллельно с ним слово; -свободное и осмысленное освоение.
Д. Локк Создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножить свое богатство. Чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы, законоведение, история, астрономия, французский язык и плюс три новых предмета: бухгалтерия, танцы и верховая езда. Формирование и развитие таких нравственных качеств как: разумность, умеренность, скромность, сдержанность, предусмотрительность, благовоспитанность, аккуратность и мн. др. качества. «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков идр.
К. Гельвеций Раскрыть сердце ребенка для гуманности, а ум - для правды, чтобы воспитать граждан государства с гармоничным сочетанием стремлений к личному добра и добра для всех.
Ж. Ж. Руссо Должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее. Самодеятельность детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности. а) под рождения до двух лет, когда особое внимание следует обращать на физическое воспитание б) от двух до двенадцати лет - период "сна разума", когда нужно развивать "внешние чувства", в) под 12 до 15 лет (умственное воспитание) д) от 15 до совершеннолетия (период нравственного и полового воспитания). В раннем детстве (до 2-х лет) основой является физическое воспитание. Новорожденного ребенка не нужно пеленать, потому что первый крик ребенка - "протест против несправедливости в обществе!". После 12 рокик начинается умственное и трудовое воспитание детей. Это так называемый третий период (с 12 - 15 лет), во время которого необходимо развивать у подростков наблюдательность, самодеятельность, учить их работать в саду, на огороде, в поле, мастерские; учить чтению, письму, географии, естествознанию, астрономии, арифметики, геометрии. До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии, но Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит постепенно к познанию божественного начала.
Г. Песталоцци Развивать все природные силы и способности человека. Согласие с природой. Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности. Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей - обучения родному языку, письму,счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности.
И.Ф. Гербарт Цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Содержание нравственного воспитания он выводил из кантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорического императива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитание должно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующих представлений, переходящих потом автоматически в поведение. Гербартом определены три универсальных метода обучения: · Описательный метод. · Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета. · Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений. Все эти методы следовало применять в совокупности.

3. Раскройте понятия:


Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Сенсуализм– теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания.

Природосообразность– мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Пансофия– философско-религиозное движение, направленное на достижение универсальных знаний, обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщëнного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Автономность личности– уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации.

Классно-урочная система– преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно - учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

(Документ)

  • Реферат - Педагогическая теория М.Монтессори: свобода личности, самовоспитание и самообучение (Реферат)
  • Подласый И.П. Педагогика (часть 2) (Документ)
  • Курсовая работа - Карл Орф и его система музыкального воспитания детей (Курсовая)
  • Презентация Обобщающая структура процесса воспитания (Реферат)
  • Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций (Документ)
  • Реферат - Понятие и структура процесса воспитания (Реферат)
  • Реферат - Эстетическое воспитание студентов ВУЗа (Реферат)
  • Шпоры по методике физического воспитания (Шпаргалка)
  • Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом (Документ)
  • n1.doc

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТКИ
    Реферат

    По дисциплине «Педагогика»
    На тему

    «Спартанская и афинская системы образования»

    Москва, 2009

    Системы образования в Спарте и в Афинах


    • Воспитание строгостью в Спарте…………………....5

    • Воспитание искусством в Афинах………………….. 9
    Заключение ……………………………………………………..12

    Список используемой литературы…………………………….14

    Вступление
    Педаго́гика (греч. «детоведение, детовождение») - наука о воспитании, обучении и образовании человека .

    В Древние века соперничали два великих города - Афины и Спарта. Афиняне считали свой город «сердцем Эллады». А Спарта славилась своими непобедимыми воинами, суровым воспитанием юношей и своеобразными законами. Именно в этих двух центрах Древней Греции сложились две совершенно противоположные по своим направлениям, смыслу и методике системы воспитания молодого поколения.

    С

    партанская система образования отличалась жесткостью и жестокостью в педагогическом подходе. С раннего возраста дети подвергались жесточайшему отбору и сложнейшим испытаниям. Целью этого был отбор сильнейших и отсеивание слабейших. Только сильный, храбрый и мужественный мог стать полноправным гражданином Спартанского государства. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль". Главным законом было равенство всех жителей Спарты, начиная от царя и заканчивая рядовым гражданином. Поэтому в Спарте не собирали предметы роскоши, не коллекционировали предметы искусства.

    Афинская же система образования опирается в большей части на развитие внутреннего мира, восприятия прекрасного и стремления к нему. Конечно же, нельзя сказать, что афиняне были пацифистами и не умели держать оружия в руках, нет. Они были прекрасными воинам – смелыми и храбрыми, но для них существовали и другие ценности, нежели войны и завоевание новых земель. Они любили музыки (каждый образованный афинянин обязан был уметь играть на музыкальных инструментах и петь), обставляли свои дома с роскошью, украшали их статуями и шикарными вазами. Афиняни любили жизнь и делали все, чтобы прожить ее с удовольствием.
    Системы образования в Спарте и в Афинах

    Воспитание строгостью в Спарте


    Спарта (Лакония, Лакедемон) – одно из самых могущественных и известных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.

    В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называла себя «общиной равных». Создателем Спартанского государства, законодателем и главнокомандующим был Ликург (IX в. д.э.) – сильный, властный, волевой и жестокий правитель, учредивший в Спарте свои законы «равенства». В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был носить одежду неподобающего цвета и быть полнее, чем необходимо. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения до смерти проходила под неусыпным контролем.

    Все мужчины Спарты обязаны были быть воинами, сильными и смелыми, готовыми в любую минуту отдать свою жизнь ради отечества. Для этого все жители Спарты мужского пола (некоренные жители не проходили данную систему воспитания), начиная с младенчества, подвергались жесткому отбору, тренировкам и испытаниям. Таким образом, Ликург хотел создать идеальное государство, в котором будут жить только отличные и сильные войны. Свою систему военного воспитания Ликург назвал «Система Агогэ».

    При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты (расщелина в горах Тайгета ), где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытания, не смотря на то, что это были грудные дети. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. Так считалось, что мальчиков приучат к выносливости и боли.

    В 7 лет мальчиков отбирали у родителей и отправляли в специальные военные лагеря. Там они проходили сложную систему воспитания, учились выживать. Те, кто не справлялся - погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет, которая выдавалась только один раз в год. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мыться мальчикам разрешали также только раз в год. Кормили детей скудно. Все это делалось, чтобы приучить к сложным условиям во время военных действий. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами - воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Если же кто-то из мальчиков попадались на воровстве, то их били нещадно – не за кражу, а за неловкость. Таким образом, юноши с ранних лет были вынуждены вести себя жестко, жестоко и беспощадно – чтобы выжить. Но в этой системе имели место не только физическая и боевая подготовки, но и обучение чтению, письму. Мальчиков приучали подолгу молчать и говорить кратко и четко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эта суровая система образования была направлена главным образом на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

    Но все же будущим воинам разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии - мальчики бегали в соседние деревни илотов (земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами ). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов. Грабили и сжигали деревню, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. Эти набеги позволяли держать илотов в постоянном страхе. Даже «отдых» от жестких физических тренировок был направлен на воспитание жестокости и на восприятие человеческой жизни (жизни не воина), как самой дешевой и не очень важной.

    В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку.

    В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание - им нужно было попасть в храм Артемиды (богиня охоты , богиня плодородия , богиня женского целомудрия ), находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» на алтаре Артемиды. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и публично начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Жрецы могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так отсеивались слабые. Выдержав испытание, признанные воинами получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе. К 20 годам юноши становились мужчинами, воинами, которые, не задумываясь ни минуты, могли избить и отобрать жизнь.

    Спартанская система воспитания применялась и для девушек. Правда, конечно же, в облегченном и в укороченном варианте, нежели у юношей. Кроме традиционных обязанностей, включавший в себя домоводство, уход за детьми, музицирование, существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

    Воспитание искусством в Афинах
    А

    фины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры.Г лавным божеством страны и города Афин , покровительницей афинян была богиня войны, мудрости, покровительница наук и ремесел Афина. Во времена «Золотого века» Греции (около 500 до н. э. до 300 до н. э.) Афины были центром культуры и интеллигенции, и являлись колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, сегодня называются «западной цивилизацией».

    Более полной и развитой, по сравнению со спартанской, была афинская система воспитания. Большая роль в афинской системе воспитания отводилась искусству, литературе, музыке. Афинское образование в школах для мальчиков заключалось в изучении трёх групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. В Афинах существовала классификация школ: школа грамматиста, школа кифариста, школа палистра, гимназия и эфибия (в последних двух имели право учиться только дети из знатных и обеспеченных семей).

    Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Девочек учили готовить, шить, убираться, вести домашнее хозяйство, музицировать, петь. Их воспитание этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты. А несколько позже одновременно занимались музыкой, пением (в том числе, хоровым), декламацией в школе кифариста. Мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной, затем девятиструнной лире и кифаре. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние на разум и мышление человека. Платон утверждал, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели.

    С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Чтобы укрепить не только внутренний мир, но и развить физическую силу.

    Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику.

    Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин . Именно эти граждане составляли «верхушку», «сливки» общества.

    Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Марка Фабия Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан (римский ритор, учитель красноречия) исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания:


    • Подражание;

    • Наставление;

    • Упражнение.
    По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд "Наставление в ораторском искусстве" - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это, по сути, педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике. Афинская система образования является классической, так как в основном построена на изучении наук и искусства.

    Заключение

    Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская.

    В спартанской системе основополагающим фактором были физическое воспитание и воспитание силы духа. Спартанцы воспитывали воинов, которые должны были защищать и охранять свои земли от других народов. Ведь, спартанцы были очень замкнутым и консервативным народом, которые считали свое государственное устройство единственно правильным и возможным. Любой воин Спарты должен был обладать прекрасной физической подготовкой, великолепно владеть оружием и говорить кратко и четко. Даже сейчас мы часто говорим «спартанское воспитание» или «он растет в спартанских условиях», это означает, что ребенок воспитывается в строгости и покорности. Спартанцы не признавали предметы роскоши, потому считали, что все граждане должны жить в одинаковых условиях и ничем никто не мог выделяться из общей массы, даже царь.

    Афинская же система не была такой жестокой и беспощадной, но достаточно требовательной. Большую роль афиняне отводили приучению подрастающего поколения к прекрасному, прививанию любви к искусству, музыке, литературе. Каждый гражданин Афин должен был играть на музыкальных инструментах, петь, быть хорошим оратором и уметь поддержать любую беседу. Афиняне так же славились своей боевой подготовкой, тактикой ведения боя, чему они тоже обучались. Любой афинянин стремился жить лучше, окружить себя предметами роскоши, шикарно обустроить свой дом. Рациональность воспитания искусством очевидна. Этот способ воспитания является наиболее действенным, обоснованным и универсальным в плане духовного развития детей и общества в целом.

    Таким образом, перед нами две абсолютно противоположные системы образования: одна основана на тирании и строгости, другая – на изучении искусства, наук и музыки.
    Список используемой литературы:


    1. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. «Ораторское искусство в древнем Риме» М., 1976.

    2. Кузищина В. И. «История Древней Греции» М., 1996.

    3. Винищук Л. «Люди, нравы и обычаи Греции и Рима» М., 1988.

    4. «Педагогический словарь» М., 1995.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама