THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :

2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе – на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

Виды придаточных в русском языке выделяются в зависимости от смысловых связей между частями Но для начала следует разобраться в том, что же представляет собой само (или СПП), и чем оно отличается от сложносочиненного (ССП) своего собрата.

Главное их отличие заключается в определяющей отношения между частями данных Если в ССП мы имеем дело с сочинительной связью (как нетрудно догадаться, исходя из одного названия), то в СПП - с подчинительной.

Предполагает изначальное «равенство» между частями, т.е. каждая отдельная предикативная единица в составе сложного) может функционировать отдельно без потери смысла: Ласковое майское солнце светило приветливо и ясно, и каждая веточка тянулась к нему своими еще молодыми листьями.

Легко догадаться, что части предложения в СПП находятся в иного вида отношениях. Главное предложение в нем «управляет» придаточным. В зависимости от того, каким образом происходит это самое управление, существуют следующие виды придаточных:

Виды придаточных

Значения

Вопросы

Союзы, союзные слова

Образец предложения

определительные

Определяют существительное в главном предложении

Кто, что, где, куда, откуда, который, какой

Я случайно наткнулась на письмо (какое?), которое было написано задолго до моего рождения.

Изъяснительные

Относятся к глаголам

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто и пр.

Я до сих пор не понимаю (что именно?), как это могло случиться.

обстоятельственные

Указывают на место действия

Где? Откуда? Куда?

Где, откуда, куда

Он поехал туда (куда?), где цветы цветут круглый год.

Указывают на время действия

Когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?

Когда, как только, с тех пор и пр.

Я понял это тогда (когда?), когда было уже поздно.

При каком условии?

Если, если…то

Я помогу тебе решить задачу (при каком условии?), если успею.

Уточняют причину совершения действия

По какой причине? Почему?

Так как, оттого что, ибо

Петя не смог ответить на вопрос (по какой причине?), так как не был к нему готов.

Указывают на то, с какой целью совершается действие

Для чего? Зачем? С какой целью?

Чтобы лично убедиться в этом, он лично пришел к директору (зачем?).

следствия

Показывают нам результат того или иного действия

В следствии чего?

Она выглядела так шикарно, так что глаз было не оторвать.

образа действия

Каким образом? Как?

Как, словно, точно, будто, как будто

Мальчишки неслись так (как?), словно за ними гналась свора голодных собак.

меры и степени

В какой степени? В какой мере? До какой степени?

Насколько, сколько, что, как

Все случилось так быстро (в какой степени?), что никто и опомниться не успел.

сравнения

Как кто? Как что? Чем кто? Чем что?

Как, словно, будто, чем

Этот парень оказался намного умнее (чем кто?), чем его сверстники.

Несмотря на что?

Хоть, несмотря на, даром что, сколько…ни, пусть

Пусть это кажется неправдой, но я верю в это (несмотря на что?).

Чтобы точнее определять виды придаточных, достаточно лишь правильно задать вопрос от главного предложения (или слова в нем) к зависимому (придаточному).

На сегодняшний день одним из лучших инструментов корреляции общей стратегии развития предприятия с рабочим процессом каждого отдельно взятого сотрудника или же специализированных отделов, а также оперативного контроля выполнения поставленных стратегических задач является сбалансированная система показателей. В статье рассмотрено, что она собой представляет и как определяется.

Сбалансированная система показателей – определение, концепция, отличия от других систем управления

Сбалансированная система показателей (ССП) это отлаженная система расстановки приоритетов для достижения целей. Ее использование повышает продуктивность работы сотрудников и позволяет лучше управлять происходящими в компании процессами.

Данная система показателей была разработана на стыке восьмидесятых и девяностых годов. Два профессора (Роберт Каплан и Давид Нортон) исследовали двенадцать различных компаний. Они установили, что управленцы бизнес-субъектов неправильно расставляют приоритеты в работе сотрудников. Большинство ориентировалось на получение максимальной прибыли в минимальные сроки, то есть присутствовала ориентация на краткосрочную перспективу, а об обучении персонала, повышении среднего уровня квалификации в компании речи не шло. Как следствие, руководство препятствовало развитию своих фирм, поскольку рядовой сотрудник не понимал своей роли в общем деле компании, что негативно сказывалось на эффективности его работы.

Чтобы решить данную проблему, профессора и разработали сбалансированную систему показателей, которая была опробована в нескольких компаниях. После этого ее признали уникальной, поскольку она позволяла интегрировать как денежные, так и нефинансовые показатели полезной деятельности. С тех пор ее концепция постоянно развивалась и совершенствовалась.

Данная система имеет множество отличий от других систем управления:

  • Все процессы, происходящие в компании, объединяются в единый механизм;
  • Система создана не только для руководителей, но и для каждого отдельного сотрудника;
  • Она управляет не только финансовыми процессами, но и другими, важными для продуктивности компании, показателями;
  • Это – не система получения показателей, а система управления посредством них.

Элементы и цели сбалансированной системы показателей

Сбалансированная система показателей включает в себя четыре проекции, каждая из которых играет исключительно важную роль в реализации стратегии развития организации:

  1. Финансы;
  2. Клиенты;
  3. Внутренние бизнес-процессы;
  4. Обучение и развитие.

По задумке разработчиков, есть всего четыре проекции, каждая из которых должна быть реализована, но, в силу тех или иных обстоятельств, руководство организации может включить новые проекции.

Каждая проекция ассоциируется с соответствующим ключевым вопросом:

  1. Каким образом выбранная стратегия может отразиться на финансовом положении организации?
  2. Какой образ компания должна создать для клиента, чтобы реализовать выбранную стратегию?
  3. Какие именно внутренние процессы принципиально важны для реализации стратегии?
  4. Какими путями нужно идти, чтобы реализовать возможность совершенствования и адаптации организации ради выполнения стратегии?

Получение ответов на эти вопросы и является основным шагом на пути реализации намеченной стратегии развития. Очень важно, чтобы между проекциями установилась причинно-следственная связь, поскольку они должны работать комплексно, а не по отдельности.

Решение вопроса каждой проекции ставит перед компанией определенные цели. Достижение отдельных целей также не должно быть опосредованным, поэтому между ними должна быть установлена причинно-следственная связь.

Принцип функционирования системы сбалансированных показателей

Принято выделять следующие принципы функционирования системы:

Подготовка к построению системы

Первое, что необходимо сделать при подготовке к построению системы – это четко определить свою стратегию, которая, в будущем, и будет реализовываться, а также оценить возможные перспективы роста. Характерная черта сбалансированной системы показателей – это рассмотрение всевозможных перспектив на пути разработки и реализации стратегии. Именно поэтому для успешного использования системы необходимо заранее определить возможные перспективы, а также сформировать для них стратегические цели.

Построение системы – шаги

Когда проведены все необходимые для подготовки мероприятия, можно преступить к построению системы, состоящему из следующих шагов:

  1. Разработку карты целей, распределенных по разнонаправленным перспективам. Важно отметить, что это не должны быть какие-то абстрактные цели. Нужно определить вполне конкретные задачи и сразу же перейти к их выполнению. Также важно отметить, что перспектива без цели попросту не имеет смысла;
  2. Разработку показателей. Именно с их помощью происходит управление системой, поэтому в нее должны входить только самые значимые и, при этом, доступные для анализа показатели;
  3. Разработку плановых значений. Показатели и плановые значения должны рассматриваться по отдельности, поскольку первые долгое время остаются неизменными, а вторые постоянно меняются. Также стоит помнить, что плановые значения должны определяться с учетом максимального развития, но быть реалистичными и достижимыми;
  4. Разработку мероприятия для достижения плановых значений, то есть определение, как именно будет проходить реализация стратегии на практике;
  5. Делегирование всех выведенных значений – каждую отдельную задачу нужно закрепить за отделом или конкретными сотрудниками;
  6. Интеграция ССП в систему мотивации сотрудников. Каждый сотрудник должен быть заинтересован в успешной реализации стратегии компании и иметь определенную мотивацию.

Обеспечение работоспособности ССП

Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование ССП, руководство компании должно регулярно проводить анализ работы и непрерывно контролировать процесс реализации стратегии. Для правильной оценки результатов работы за определенный промежуток времени необходимо ответить на следующие вопросы:

При выполнении анализа важно не только оценить, насколько эффективно работает система, но и разработать способы устранения существующих недочетов, чтобы внести требуемые корректировки. Только постоянный анализ и контроль позволит обеспечить работоспособность ССП.

Сбалансированная система показателей — пример

Понять, как работает сбалансированная система показателей, поможет пример на организации САС «Кабельный завод». Это относительно крупная компания, успешно применяющая данную систему в реализации своей стратегии.

Эффективное применение ССП требует ее разработки в соответствии со спецификой конкретно взятой организации, а не использования чужого образчика.

Составляющая Цель Показатель
Финансы Повышение стоимости компании Добавочная акционерная стоимость (Shareholder Value Added, SVA)
Увеличение объема реализации Доход
Клиенты Повышение маркетинговой активности Число маркетинговых мероприятий
Увеличение доли значимых клиентов Доля реализации значимых клиентов
Процессы Улучшение качества продукции Процент отклонений Процент брака
Повышение эффективности внутренних проектов Внутренний Я 0 I
Создание системы управления качеством (на основе стандартов серии 1Э0-9000) Процент выполнение проекта сертификации по 180-9000
Расширение производственных мощностей Производственные площади (м 2)
Внедрение ЕРР-системы Число пользователей ЕРР-системы
Развитие системы планирования Точность прогноза (план/факт)

Преимущества использования сбалансированной системы показателей

  • Составление полной и объективной картины бизнеса для менеджмента. Решение KPI BSC позволяет получать актуальную информацию, необходимую для принятия правильных стратегических решений.
  • Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Используя ССП, можно избежать серьезных кризисов, вплоть до банкротства или поглощения конкурентами.
  • Облегчение взаимодействия организационных уровней. Один из эффектов применения ССП - это упрощенная схема взаимоотношений между командами и отдельными подразделениями, позволяющая сделать работу более эффективной.
  • Упрощение понимания разработанных бизнес-планов всеми участниками производственного процесса, что самым позитивным образом сказывается на объемах выпускаемой продукции и показателях производительности труда.
  • Обеспечение обратной связи на стратегическом уровне и обучение. Система сбалансированных показателей позволяет создать надежный канал коммуникаций, повысить уровень квалификации персонала и пр.
  • Упрощение работы с информацией. Помощь в трансформации и переработке колоссального объема данных, получаемых из многочисленных источников, в простую и логически понятную систему.

Для того, чтобы успешно работать, выдерживать конкуренцию, постоянно совершенствовать качество работы и иметь стабильно высокие результаты, крупным компаниям необходимо оперативно получать правдивую информацию о своей работе, чтобы своевременно принимать меры по расширению собственных возможностей и улучшению качества производимого товара или оказываемых услуг. Помочь в этом призвана ССП.

Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.

По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.

Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):

Сложносочиненное предложение

В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.

Основные типы сложносочинённых предложений

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.

Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречиепотому .

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ):

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:

Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев .

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ):

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.

То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также , помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но :

Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались .

ССП. 1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже) и пояснительные (союзы а именно, то есть).

2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;

Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.

Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но, когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);

2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода ислышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.

Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.

Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом идальняя дорога (Сим.).

Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.

Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.

Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Затонаметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).

3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.

Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)

4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.

Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – тотаскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).

5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.

Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.

Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).

По количеству грамматических основ предложения разделяются на простые и сложные . Сложные предложения состоят из объединенных интонационно, по смыслу и грамматически двух или нескольких частей (простых предложений):

Запели тёсаные дроги, бегут равнины и кусты.

По характеру средств связи частей сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные. В союзных предложениях части связаны союзами или союзными словами, а в бессоюзных предложениях — интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В данной статье мы рассмотрим сложносочиненные предложения. Особое внимание мы уделим постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, а также узнаем, как найти сложносочиненное предложение в тексте.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения (ССП) — это такие сложные предложения, части которых соединяются сочинительными союзами:

Я приказал ехать к коменданту, и через пару минут кибитка остановилась перед небольшим домиком, выстроенным на высоком холме, близ деревянной церкви.

Части сложносочиненного предложения независимы друг от друга: здесь нет главного и придаточного предложения и от одной части к другой нельзя задать вопрос.

Части ССП могут соединять следующие союзы (сочинительные союзы):

1) соединительные и, да (=и), ни…ни, также, тоже : Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба;

2) противительные а, но, да (=но), однако, зато, же, а то, не то : Игра и ужин уже кончились, но гости ещё не разошлись.

3) разделительные или, либо, ли…ли, то…то, не то… не то, то ли… то ли, или … или: То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно;

4) присоединительные да, да и, а также и, да, а, но, же в присоединительном значении в сочетании с наречиями ещё, потому , предлогами причём, притом и частицами вот, даже : Дверь была закрыта, в доме никого не было, да и стоило ли ждать другого?

5) градационные: не только.. но и, не столько.. сколько, не то чтобы.. но, хотя и … но : Не то чтобы он не старался успеть, но просто ему было трудно уложиться в срок.

Следует отличать ССП от простого предложения, осложненного однородными членами: Занимайтесь спортом, и всегда будете здоровы — это ССП, так как два глагола, стоящие в разной форме (в разных наклонениях), не могут быть однородными членами; Телевизор отправили в мастерскую, и там его отремонтировали — ССП, т.к. подразумеваются разные деятели.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

, с. .

Между частями ССП ставится запятая: Встаньте на его место, и вам будет понятен мотив его поступков.

— с. .

Ставится тире вместо запятой при неожиданном присоединении, резком противопоставлении или подчёркивании причинно-следственных отношений между частями ССП: Один прыжок — и его легкий силуэт уже виднеется на крыше.

; с. .

Ставиться точка с запятой, если предложения значительно распространены и между ними нет тесной связи:

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне. (А.С.П.)

Запятая между ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда части соединены одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и части ССП:

[ общ. ] и .

[ общ. ] и .

имеют общий второстепенный член предложения (дополнение или обстоятельство): По учицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.

и , (общ.).

имеют общее придаточное предложение: Когда наступает весна, дни становятся длиннее и всё живое расцветает.

Общее [ +++, ] и .

имеют общее вводное слово или предложение: Возможно, бланки уже проверены и уже есть результаты.

[ Только ] и .

[ Лишь ] и .

имеют общую частицу ТОЛЬКО, ЛИШЬ и проч.: Только вьюга шумит и качаются березы.

[ Назывн. ] и [ назывн. ],

являются назывными предложениями: Золотые купола и колокольный звон.

и ?

являются вопросительными: Который теперь час и скоро ли мы приедем на место?

и !

являются восклицательными: Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!

[ Побуд. ] и [ побуд. ].

являются побудительными: Пусть будет мир и люди будут счастливы.

[ Безличн. ] и [ безличн. ].

являются безличными предложениями с одинаковой формой сказуемого или синонимами в составе сказуемого: Слякотно и сыро.

Как найти сложносочиненное предложение в тексте?

Найти сложносочиненное предложение мы можем по трем признакам:

1) Во-первых ищем сложное предложение (с двумя или более грамматическими основами);

2) Во-вторых, в конкретном сложном предложении определяем, каким союзом (сочинительным или подчинительным) связаны его части;

3) В-третьих, выясняем, можно ли задать вопрос от одной части к другой.

Например:

Командир батальона встал на солнце, и тысяча огней засияла на золотой резьбе его шашки.

1) В этом предложении 2 грамматические основы (командир батальона встал — тысяча огней засияла );

2) Части связаны сочинительным союзом И

3) Части предложения равноправны, нельзя задать вопрос.

Вывод: перед нами сложносочиненное предложение.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама