THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Опубликовано 15 марта 2011, 00:59 | 280 людей просмотрели Все ли "глухонемые", по вашему, глухие и немые? ...

Глухонемые люди - насколько хорошо Вы знаете эту часть нашего общества?

Все ли "глухонемые", по вашему, глухие и немые ?

Если нет, то тогда как же лучше сказать когда говорим о этих людях?

Если говорить чисто медицинскими терминами, то "глухонемых" людей на планете очень мало. Почему?

Человек может быть абсолютно глух , но немота , как заболевание, в сочетании с глухотой - явление крайне редкое. Но, если течение жизни неслышащий человек не развивает свою речь (а это в разы сложнее чем слышащим людям), то он просто не научится или перестанет говорить, имея совершенно здоровый речевой аппарат.

К тому же немым глухого делало и делает нежелание и неспособность общества дать ему возможность адаптироваться в слышащем мире. Вся же путанница началось со времен 100-летней давности, когда о мире глухих было известно совсем мало и неслышащим людям, из-за невозможности их обучить, приходилось довольствоваться лишь теми средствами общения, которые они сами себе придумывали (и тому пример известный рассказ "Му-Му").

Ясно, что окружающие люди, видя что человек и не слышит, и не говорит, не долго думая по ошибке называли его глухонемым ! (Точно также, не разбираясь долго, мы можем корейца назвать японцем или китайцем - они же там все на одно лицо, - но это неправда, и это может даже обидеть его. Он нас поправит и скажет, что он кореец. ) Это же можно применить и к различию слов "глухие" и "слабослышащие".

Поэтому на сегодняшний день слово "глухонемой" употребляют чаще всего глухие люди старшего поколения, а вот молодым больше нравится говорить "глухой" или слабослышащий".

И не удивляйтесь если кто-то из них вас поправит, сказав что он не глухонемой, а глухой или даже слабослышащий. Это вполне нормально и нам, слышащим надо это понимать - кому хочется прикреплять себе ярлыки болезней, которыми он не болеет! Лично мне даже проще называть их не "глухонемой", а "глухой", хотя в начале надо было чуть переучиваться.

Кстати, многие глухие в самом деле достойны похвалы , так как не сосредотачиваются на названии а смотрят гораздо глубже. Вот как выразился один из них:

Я твердо знаю, что если меня назовут "глухонемой" - я не стану от этого хуже! И мои друзья не будут меня уважать и любить меньше. И те люди с которыми я знаком - не будут относится ко мне хуже. И наоборот, если меня назовут "слабослышащим" - ни мое отношение к себе, ни отношение ко мне окружающих не изменится. Мнение тех, с которыми я не знаком - мне безразлично, а если я с ними познакомлюсь, то тогда они будут судить обо мне вовсе не по ярлыку.

В настоящее время политика государства направлена на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Проводятся совместные праздники, благотворительные акции и фестивали. Все больше людей с различными нарушениями привлекаются к участию в этих мероприятиях. Активно привлекают и людей с нарушением слуха. Мне приходилось видеть даже целую организацию, которая занималась (чисто теоретически, правда) привлечением подростков с нарушением слуха в добровольческую деятельность и волонтерство.

К сожалению, без определенных знаний по-настоящему продуктивного взаимодействия добиться сложно. Всюду мы сталкиваемся именно со сложностью организации коммуникации и общения. Среди большинства населения ходит мнение, что люди с нарушением слуха немые и общаться могут исключительно с помощью жестового языка. И если вы не знаете этого языка — общения не получится. Но дело обстоит не совсем так.

По устоявшемуся определению, «глухота — это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью». Однако, глухие люди могут овладеть речью при помощи посторонних. Испанский монах (XVI в.), который по некоторым источникам, первым стал обучать глухих, и все последующие организованные школы стремились к тому, чтобы глухие говорили. Во многих учебных заведениях того времени детей били палками по рукам за использование жестовой речи и заставляли говорить. В настоящее время методы более гуманные, но практически все глухие дети при грамотно организованных систематических занятиях способны научиться выражению своих мыслей посредством устной речи! Подавляющее большинство детей также носят индивидуальные слуховые аппараты (ИСА), которые помогают им слышать и воспринимать устную речь. Глухие способны говорить и воспринимать речь:

— на основе тактильно-вибрационных ощущений (приложите руку к горлу, и вы поймете, что оно вибрирует, когда мы произносим звонкие согласные и гласные);

— на основе зрительного восприятия (встаньте перед зеркалом и проговорите любое предложение: вы увидите, что каждой букве соответствует своя конфигурация губ и языка);

— на основе слуховых ощущений (с помощью слухового аппарата и остатков слуха).

Безусловно, речь глухих не идеальна. В ней много ошибок и дефектов. Сами люди с нарушением слуха это понимают и нередко стесняются говорить. Они чувствуют себя некомфортно, когда их не понимают, стыдятся собственных ошибок. Этот фактор способствует социальной депривации глухих, замыканию их в своем обществе и использованию исключительно жестовой речи в качестве средства коммуникации. Они могут говорить. Но не хотят.

Немым (человеком, неспособным говорить) можно назвать человека, у которого есть проблемы со строением артикуляторных органов, у которого пропала речь из-за психологической травмы. Глухой, никогда нигде не обучавшийся также может не иметь речи в привычном смысле слова. Но он может издавать звуки и соотносить эти звуки с предметами. Упрощенная речь. Но все же речь!

Таким образом, мы точно можем говорить, о том, что у некоторых людей есть нарушение слуха (о том, что они глухие), но совершенно точно нельзя говорить о том, что все глухие — еще и немые.

Люди с нарушениями слуха и речи - полноценные члены нашего общества. Они живут рядом с нами, но многие здоровые люди не понимают их проблем, и сторонятся, поскольку глухонемые не могут полноценно общаться с ними. Ограничения в общении, которые накладывает на него этот недуг, можно существенно уменьшить, обучив такого человека словесной речи. Но как это сделать?! Ведь этот человек ничего не слышит.

Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

Глухота наступает при полном отсутствии слуха или снижения его до уровня, при котором человек перестает воспринимать речь. Нужно выделять понятие абсолютной глухоты, при которой совершенно ничего нельзя услышать. Но, к счастью, абсолютная глухота встречается редко. Большинство глухих людей имеют остатки слуха, позволяющие услышать очень громкие звуки или фрагменты громкой речи, произнесенной прямо над ухом, но отчетливо разобрать собеседника при глухоте не удастся. Глухота возникает в результате радикальных негативных изменений в органах слуха со стойкими необратимыми явлениями, поэтому лечить ее малоэффективно.

В результате глухоты (врожденной или приобретенной в детском возрасте 1 года до 3-х лет) возникает глухонемота, поскольку ребенок не в состоянии овладеть словесной речью путем подражания речи окружающих. Он их просто не слышит! В раннем возрасте распознать глухонемоту довольно трудно, поскольку у маленьких детей еще не четко определена связь между отсутствием речи и нарушением слуха, а у грудных детей глухота вообще остается незамеченной.

Что же говорит статистика о количестве глухонемых в мире? Точными данными статистика в большинстве стран не располагает. Предполагается, что их количество достигает порядка двух миллионов человек. Проблема в том, что подсчет во многих странах ведется не врачами соответствующего профиля, а людьми, к медицине не имеющими никакого отношения. А страны Африки, Азии и Южной Америки в этом плане сплошное «белое пятно». Кроме того, грудные дети и маленькие дети, еще не начавшие говорить тоже не попадают в эту статистику.

Любопытно, что частота случаев глухонемоты зависит от географического положения страны. Чем более гористая местность, тем больше в ней рождается глухонемых, и наоборот, если страна расположена в низинах, глухонемых в ней значительно меньше. Например, в горной Швейцарии, количество глухонемых в некоторых кантонах достигает 441 человек на 100 тыс. населения, а в Голландии, расположенной на равнине, всего 34 человека на 100 тыс.

Важно заметить, что глухота не передается по наследству. Практически у всех глухонемых родителей рождаются нормально слышащие дети.

Как же бороться с глухонемотой?

Излечить патологическое поражение слуха чрезвычайно сложно. Этим занимаются врачи-отоларингологи. Иногда удается улучшить слух применением медикаментов: стрихнина, никотиновой кислоты, АТФ и прочих. Если глухота возникла от поражения звукопроводящих путей, врачи применяют слухоулучшающие операции.

Если восстановить слух все равно не удается, глухонемых обучают по специальной методике. Она включает в себя овладение речью, в том числе, и в звуковой форме. В основе обучения лежат чтение с губ и дактилология - всем известная «пальцевая азбука». Вспомогательными средствами являются тактильно-вибрационные ощущения обучаемого и его остатки слуха, если таковые имеются.

Существуют целые сети яслей, детских садиков, школ-интернатов, где глухонемым детям дают общее образование и профессиональную подготовку по специальностям, которыми глухонемые люди могут полноценно заниматься. В специализированных детских садах глухонемым детям дают подготовку, благодаря которой некоторые из них способны заниматься в обычной школе наравне с нормально слышащими детьми.

Обязательное обучение глухонемых введено в республиках бывшего СССР, США, странах Евросоюза и некоторых других. Однако в большинстве стран мира, к сожалению, такое обучение обязательным не является.

Какие современные методы применяются для обучения глухонемых?

В настоящее время существует три метода:

1. Французский - основанный на жестикуляции. Он используется для выражения глухонемым отдельных букв или цифр при помощи смены положения пальцев одной или обеих рук. Практически для каждого языка разработана своя мимическая азбука. Глухонемые настолько овладевают искусством беседы пальцами, что могут устраивать сложные спектакли, понятные любому глухонемому зрителю.

2. Немецкий - в основе которого лежит обучение глухонемого устной речи. Более сложный, но, несомненно, более прогрессивный, в сравнении с французским. Здесь ставится задача обучить глухонемого не только членораздельно говорить, но и уметь читать по губам собеседника («слышать глазами»).

3. Смешанный - когда в обучении применяются сразу оба метода одновременно. Но такой метод дает двойную нагрузку на учителя и осложняет восприятие обучаемого.

Абсолютное большинство глухонемых в настоящее время обучаются по немецкому методу, поскольку человек, обученный только языку жестов, «выпадает» из общества нормально слышащих, которые не в состоянии понять его мимику. Такие глухонемые замыкаются в своем кругу, быстро забывают то, чему учились в школе.

Однако существует и множество противников немецкого метода. Во-первых, для обучения по этому методу человека со средними способностями требуется очень много времени. Во-вторых, для того, чтобы «слышать глазами», лицо собеседника должно быть постоянно хорошо освещено и рот не заслонен от глухонемого человека, а это не всегда достижимо. Кроме того, в устной речи нужно постоянно практиковаться, иначе навыки — быстро теряются, в то время, как язык жестов менее сложен для глухонемого и предъявляет значительно более мягкие требования для глухонемых собеседников во время общения.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д. Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц) , затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г) . После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Вот какой титанический труд приходится проделать как учителю, так и каждому его глухонемому ученику, прежде чем он произнесет хотя бы одно членораздельное слово!

Процесс обучения глухих с рождения и слабослышащих детей навыкам общения зависит от многого:

  • степени потери слуха,
  • слышат ли родители (то есть речевая среда, в которой воспитывается ребенок),
  • какое образовательное учреждение посещает ребенок – специальная школа для глухих и слабослышащих или массовая (инклюзивная) школа,
  • уровня компетентности педагогов,
  • насколько родители вкладываются в создание специальных условий для развития ребенка,
  • имеются ли какие-то дополнительные особенности.

Поэтому и методики формирования произношения и развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей разные.

Глухие дети в семье глухих или слабослышащих родителей общаются на жестовом языке и навыкам общения на нем учатся точно так же, как слышащие дети в семье слышащих родителей. Тут нет абсолютно никакой разницы, кроме того, что во время общения глухие дети используют не слух и речь, а руки и глаза. Глухие родители точно также маленьким детям говорят на жестовом языке медленно и образно, как слышащие родители своим детям говорят медленнее и вместо «собака» говорят «гав-гав». Точно также повторяют им множество раз правила поведения в обществе, пока ребенок их не усвоит.

Другое дело – коммуникация глухого ребенка со слышащими. Навыкам общения на звучащем языке глухих и слабослышащих детей обучают специально. Формированием произношения и развитием слухового восприятия целенаправленно занимаются с самого рождения. Слуховые аппараты для использования остаточного слуха (тотально глухих людей во всем мире единицы) можно подбирать уже с 3-4- месяцев, сурдопедагоги и логопеды занимаются с ребенком, учат его произносить звуки и понимать обращенную речь слухо-зрительно.

Но важно понимать, что слуховые аппараты и даже кохлеарные имплантаты не делают глухого ребенка или ребенка с сильной потерей слуха слышащим. В специальных детских садах и школах для глухих или слабослышащих детей весь образовательный и воспитательный процесс построен так, чтобы ребенок в итоге смог самостоятельно контактировать со слышащими. Причем в образовательных учреждениях обучение глухого или слабослышащего ребенка почти всегда происходит без использования жестового языка, используется только дактиль (ручная азбука).

Таким образом, получается, что глухого ребенка учат на одном языке, а во внеурочное время он говорит на другом – ребенок растет вроде бы билингвом, но тут есть один очень важный нюанс. Когда слышащего ребенка обучают новому языку, ему на его родном языке объясняют правила и значение слов. В ситуации с глухим ребенком этого не происходит. Отсюда вытекают такие последствия, как неграмотность в русском языке, непонимание или неверное понимание значения слов. Самостоятельно научиться общаться со слышащими глухой ребенок с рождения или ребенок, потерявший слух до 3х лет, никогда не сможет. С самого его рождения для того, чтобы он смог общаться со слышащими, необходимо создавать специальные условия. Прежде всего - это насыщенная речевая среда, то есть ребенок должен видеть вокруг себя говорящих людей. Играя с глухим или слабослышащим ребенком, взрослому нужно следить, чтобы ребенок играл вместе с ним, а не просто безучастно наблюдал. В такой ситуации ребенок привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять, что ему говорят по ситуации, по настроению взрослого, действиям. Ребенка мотивируют на то, чтобы он использовал голос, чтобы ему пришлось говорить, даже если его поняли и без слов. В процессе специальных игр и на занятиях фонетической ритмикой ребенка учат подражать звукам взрослого.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама