THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мощь великого. Большая мощь

Великая мощь. Благоприятное гадание.

***

1. Начальная девятка.

Сила в пальцах ног. Отправляться в поход - к несчастью. Проявление упорства.

2. Девятка вторая.

Счастливое гадание.

3. Девятка третья.

Низкий человек применяет силу, благородный человек сбит с толку. Несчастливое гадание: баран уперся в изгородь, и ни вперед, ни назад - его рога застряли.

4. Девятка четвертая.

Счастливое гадание. Раскаяние исчезнет. Проломил плетень и не запутался. Сила в кузове повозки.

5. Шестерка пятая.

Если потеряешь барана на рынке, сожалеть не будешь.

6. Верхняя шестерка.

Баран налетел на плетень: не может ни отступить, ни продвинуться вперед. Неблагоприятно. Если преодолеть трудность, обретешь счастье.

***

1. Начальная девятка.

Несмотря на общее положительное предсказание гексаграммы, данная черта предупреждает о возможных опасностях и неприятностях. Отложите новые планы и поездки. Будьте терпеливы и выносливы. Ваш успех только начинается, не торопитесь.

2. Девятка вторая.

Действуйте, сейчас подходящее время для осуществления задуманного. Будьте смелы и решительны.

3. Девятка третья.

Приходится удивляться человеческой глупости и безнравственности. Сейчас сила за "низкими" людьми. Не уподобляйтесь барану, пробивающему изгородь, обстоятельства выше вас. Сохраняйте мужество и благородство. Надейтесь только на себя, вас могут подвести и оставить один на один с про-блемами.

4. Девятка четвертая.

Успех на пороге, вы приходите в себя после неприятностей и преград. Уже способны активно бороться за свои права. Но ситуация не идеальна, препятствия возникают вновь. Они не фатальны, как в третьей черте, но требуют гибкости и отрицают упрямство и грубость.

5. Шестерка пятая.

Любые потери никак не повлияют на вашу судьбу. Не сожалейте ни о чем. Полезно расстаться с грузом и заботами, которые мешают вам жить. Все к лучшему.

6. Верхняя шестерка.

Если продолжаете упрямиться, не сможете выбраться из затруднений. Здесь речь идет о серьезном изменении характера и привычек. Причины проблем в вас, поэтому убегать от трудностей не стоит, от себя вы не уйдете. Воля и внутренние перемены благополучно разрешат и внешние сложности.

***

После периода вынужденного отступления и смирения наступает время подъема, вы воскресаете для активности и предприимчивости. Гексаграмма описывает этапы становления силы или, как еще ее называют китайские мудрецы, мощи. На первой стадии ситуация очень хрупкая и ненадежная, еще необходимо проявить волю и терпение. Именно этому человек обязан был научиться в предыдущей гексаграмме. Спешить нельзя, каждый шаг осмысливайте, просчитывайте, собирайте средства, надежных людей, полезную информацию. Чем больше всего этого, тем решительнее и успешнее двинетесь дальше.

Для воспитания положительных качеств характера, которые соответствуют общей космической гармонии мира, мало одной или двух тяжелых жизненных ситуаций. Человеку необходимо как минимум полжизни для осознания своего неразумного поведения и понимания того, где он не прав. Поэтому вновь и вновь гексаграмма описывает упрямство и своенравие человеческой натуры, которые вновь и вновь заводят его в тупик. Чаще анализируйте, не повторяете ли вы одни и те же шаги и, соответственно, ошибки; не проигрываются ли одни и те же ситуации, и вы сами заранее можете предсказать, чем все закончится. Не наступаете ли вы на одни и те же грабли? Необходимо ломать стереотипы в вашем поведении и поведении вашего окружения. Если все привыкли к вашей ответственности и самопожертвованию, все лежит на ваших плечах, - меняйте это в корне, привлекайте к серьезному отношению и окружающих. В противоположном варианте, когда вы пытались уклониться от забот, идите навстречу ответственности и долгу.

Успех не придет к вам сам по себе, вы обязаны трудиться, закалять свой характер, еще все зависит только от вас, поэтому читаем: "Если преодолеть трудность, обретешь счастье".

Сейчас вы - не баловень судьбы, но Небеса уважают и берегут тружеников и "благородных" людей.

Медленно и спокойно раскручивайте маховик вашей деятельности, чутко отслеживайте слабые места. Такой способ восстановления гармонии обязателен и для личной жизни. На вас смотрят внимательно, но настороженно, поэтому избегайте резкости, нетерпимости и агрессии. Силой делу не поможешь. Излишнее давление на партнера, нетерпение помогут завершить отношения. А вам такой ход событий не нужен. Поэтому и ведите себя соответственно.

Вы стремитесь на передний план слишком активно, более чем это выгодно вам в данное время. Вы готовы растоптать окружающих, что, мягко выражаясь, не доставило бы им удовольствия. В честолюбии нет ничего плохого, но оно непременно должно сопровождаться тактичностью в общении с людьми. Желание ваше исполнится, если вы будете вести себя несколько скромнее. Постарайтесь отыскать в этом отношении «золотую середину».

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит:

Мощь великого. Благоприятна стойкость.

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь:

В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет подлинно!

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает:

Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора:

Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет.

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел — символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах:

Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.

Канонический текcт

Благоприятна стойкость.

  1. Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
  2. Стойкость — к счастью.
  3. Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в ней) застревают его рога.
  4. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней) не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
  5. Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах) . — Раскаяния не будет.
  6. Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться. — Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит: Мощь великого. Благоприятна стойкость.

1

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь: В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет подлинно!

2

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает: Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.

3

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора: Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

4

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем: Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет.

5

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел — символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь: Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

6

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах: Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.

Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не меняет его. Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным, благородному человеку придется погибнуть.

Интерпретация Хейслип

Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».

Предыдущий символ указывал нам, что человек должен накопить много сил в своей деятельностной паузе жизни для дальнейшей работы и крупных дел.

Гексаграмма 34 — толкование той самой собранной великой мощи, которая появляется при стойком контакте индивида с окружающим миром и приводит его в движение. Триграммы знака указывают по китайской книге на возбуждение внешней среды (без кардинальных изменений) за счёт творческого импульса.

Гексаграмма 34, Да Чжуан, Мощь великого (Великая мощь).

  • ЧЖЭНЬ (ГРОМ) СВЕРХУ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.
  • ЦЯНЬ (НЕБО) СНИЗУ. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

Благоприятная стойкость.

Противостояние внутреннего мира и окружающих очень часто ведёт к противоположным исходам. Так, ничтожные люди в такой ситуации проявляют невероятную мощь, а благородным личностям пиктограмма предрекает необходимость гибели.

Энергия, которая кружится во внешней среде, должна быть использована человеком для реализации главной идеи. Не нужно применять свою силу слишком часто и ранить других людей. Гексаграмма 34, Да Чжуан, Мощь Великого говорит индивиду, что наступает время выхода из сумрака, время активной деятельности. Сейчас можно взбудоражить любые вещи своим творчеством и придать им ускорение.

В такой ситуации важно держаться за накопленные силы и не терять основную цель или идею. Китайская книга предупреждает, что нужно искоренять также косность и однобокость. Только следование по давно намеченному пути позволит прийти к сердцу Неба и Земли.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Девятка вначале . Сила прячется в пальцах ноги. Запас сил пока ещё слишком мал, так что нельзя сделать всё по собственному желанию. Не нужно бесстрашно идти вперёд в момент кризиса. Также не следует наносить серьёзный удар старому врагу, если он бедствует и не делает плохих вещей.
  • Вторая девятка . Удача вызывает зависть. Если попробовать испытать судьбу в казино, то наступит полоса невезения. Многочасовой труд не решает проблемы, но просветление скоро наступит. Дела могут подождать своего часа, если решение найдено, но усталость не позволит добиться мгновенного успеха.
  • Девятка третья . Ицзин, книга перемен, толкование этого Яо выражает образом запутавшегося рогами в изгороди козла. Высший человек не думает о власти и силе, в отличие от низшего. Наступает время использовать внутреннее сознание, не обращаясь к внешним формам. Перенапрягаться для достижения бесполезных целей не нужно, ведь это ведёт к опасному состоянию. Сдерживайте любые порывы и работайте в мирном ключе.
  • Четвёртая девятка . Постепенно расширяется узкая изгородь, исключая возможность застревания. Начинается исполнение надежд, продвижение проходит либо медленно, либо без перерывов вообще. Желание успеха идёт вразрез с обстоятельствами, но нужно использовать любые возможности. Скоро грядёт просвет, и вся мощь явит себя.
  • Шестёрка пятая . Значение гексаграммы 34 в этом Яо — лёгкая потеря козла. Нужно побеждать природу обстоятельств своей решительностью и затем наслаждаться истинным счастьем и долгим процветанием. Сражаться с негодяями не приходится, потому что они сами исправляются, а значит, можно расслабиться.
  • Сверху шестёрка . Продвижения нет ни в одну сторону. Транспорт увязает в глубоком слое снега, но можно воспользоваться лопатой. Человек строит неординарные планы, однако движение приведёт к тупику, обострению проблемы. Нужно обдумать ситуацию и успокоиться.

Подробное значение гексаграммы

  1. По книге Ицзин стойкость именуется Чжэн и понимается ещё и в качестве верности или правоты. Когда великая мощь даёт о себе знать, она подразумевается как объективная, утверждённая окружением субъекта. Рассчитывать на стойкость как на индивидуальное качестве в этот момент не приходится. Также следует избегать на этой стадии успокоения себя тем, что мощь человека достаточно велика. Пока ещё слишком рано приступать к деятельности, поэтому нужно просто собирать свои силы.
  2. Теперь стойкость выступает настоящим внутренним качеством человека. На второй позиции пребывает сильная черта, а значит, близко достижение счастья. Можно уже осуществлять всё задуманное, проявляя решительность и мужество.
  3. Данная черта всегда воспринимается как выражение кризиса — борьбы человека за деятельность без достаточной мощи. Многомерное же восприятие этой гексаграммы говорит, что силы у индивида очень большие, но они не проявятся без опоры человека на внешний мир. Иными словами, этический аспект субъекта тесно связан с деятельностью других людей. На третьей линии не приходится рассчитывать на поддержку извне, так что проявлять стойкость нельзя. В противном случае можно прослыть неблагородным человеком.
  4. Творчество внутреннего мира в рамках одной из триграмм понимается как потенциал созидательного импульса. Но верхняя триграмма говорит, что творческая мощь уже проявляется во внешней среде. Именно в этот момент происходит выход к масштабной деятельности — изгородь пробивается. Проявление стойкости и правоты в стремлении к активности ведёт к счастью, никакого раскаяния не ожидается.
  5. Как показывает книга перемен, 34 пиктограмма связана с множеством образом, и один из них — козёл, который бодает изгородь. Это выражение необузданных сил, не рассчитавших величину препятствия и бросившихся на внешнюю среду. Пятая линия относит нас к гармонии всех качеств, проявляемых тем самым козлом. Однако нужно отойти от этих навыков, заменить их на обратные, и только тогда можно будет исправить все ошибки.
  6. Наступает период переразвития. Сама мощь отходит на второй план, и важнее становится само стремление к её проявление без достаточной силы. Речь идёт о необдуманных поступках, затягивающих человека в абсолютно безвыходную ситуацию. Единственный благоприятный исход возможен в том случае, если человек напряжёт свои силы, потрудится и разовьёт их в неблагоприятных обстоятельствах.

Расширенное толкование знака

Излишняя напористость и активность в стремлении пробиться вперёд оказывается в текущей жизненной ситуации лишней и наносит вред. Сейчас человеку нужно думать о том, что счастье не строится на неудачах других людей, поэтому следует обратить внимание на своё окружение, не приносить его в жертву ради собственного честолюбия. Расшифровка знака подсказывает, что сейчас надо найти золотую середину в скромности и тактичности поведения. Тогда-то и грядёт исполнение желания.

Если говорить иначе, то символ свидетельствует об опасности напористости и упорства. У человека есть всего три месяца до серьёзных отрицательных последствий самоуверенности. Конфликты сейчас совершенно не нужны, так что не стоит давить на семью и друзей, иначе можно породить долгосрочные обиды.

Конечно, период необходимого отступления уже подошёл к концу, но предприимчивость не должна быть резко и неподготовленной. Сейчас все условия ещё очень ненадёжные, хрупкие, поэтому не надо отказываться от сильной воли и терпения, которые стали итогами предыдущей ситуации по гексаграммам.

Как показывает книга Ицзин, толкование нового жизненного этапа отторгает спешку и требует переосмысления. Нужно собирать средства и находить единомышленников для дальнейшего движения вперёд. Анализируйте ошибки вовремя и учитесь предсказывать будущие препятствия.

Гексаграмма советует ломать стереотипы в поведении индивида по отношению к окружающим. Взять на себя ответственность за отношения и стать человеком долга полезно тем, кто всегда уклонялся от заботы о других людях. Но если субъект, наоборот, всегда занимался самопожертвованием, сейчас стоит привлечь самих окружающих к более серьёзному подходу.

В текущей ситуации успех не придёт в руки просто так. Нужно трудиться и закаляться. Человек явно не относится к баловням судьбы, но если он будет благородным, Небеса проявят уважение и оберегут от беды. Эти рекомендации касаются даже личной жизни, поэтому следует и там проявить спокойствие и медлительность. Не нужно восстанавливать гармонию отношений резко и агрессивно.

Значение гексаграммы Да Чжуан также относится к профессиональному росту, так что любой новый проект на работе потребует поддержки коллег и друзей. Необходимо максимально часто обращаться за советами к окружающим и спрашивать их мнение, при этом сохраняя уверенность в правильности собственных поступков. И хвалебные слова, и замечания должны быть восприняты объективно.

Также следует быть готовым к изменению дела, поскольку надо будет подстраиваться под жизненные перипетии, а иногда и вовсе отказываться от задуманных идей. Не старайтесь выполнять только те вещи, которые нуждаются в большом энергетическом потенциале и отнимают много времени. К ним человек ещё не готов, поскольку опыта и знаний недостаточно.

Отчаиваться из-за неосуществленных планов не стоит. Через некоторый период снова можно будет возвратиться на исходную дорожку. Настойчивость в решении сложных задач приносит свои результаты.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  1. Проявление созвездия Большой Медведицы по книге судеб выступает знаком бедствия.
  2. Чиновник, преклонивший колено, выражает молитву о будущем благословении.
  3. Меч в руках божества отсылает к плохой метке.
  4. Несколько конкретных животных олицетворяют полное поражение в часы, дни, месяцы и годы Зайца, Собаки и Обезьяны.
  5. Центральный символ — начальное искривление в сочетании с финальной плавностью.
  6. Главный образ — баран бодает изгородь.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  • Наступает период стойкости и великой силы.
  • По книге перемен гексаграмма февраля неблагоприятна весной и даже опасна в зимний период.
  • Янские Яо снизу продвигаются и задвигают пару иньских Яо. Это выражает глубокую внутреннюю мощь.
  • Человеку требуются средства на ремонт жилища, но пока дела идут хорошо, он всё тратит слишком импульсивно и не по назначению. В итоге деньги начинают исчезать, что требует возвращения к изначальной цели.

Как интерпретировать символ при гадании

  1. В политической сфере успех возможен только после доверительных и уважительных переговоров. В достижении общественного признания возможны ошибки, но их не следует замалчивать, лучше признаваться в самом начале.
  2. В бизнесе не складываются партнёрские отношения. Это связано с неправильным подходом к возникающим проблемам. Китайская книга перемен значение этого знака сводит к масштабности деятельности, поэтому не нужно зацикливаться на мелочах.
  3. Любовные отношения переживают отличные времена. В отношениях есть и обоюдное желание к росту и укреплению контакта, и страсть, и жажда общения. Точно так же развиваются и межличностные контакты с родственными связями. Главное, не прибегать к силовым методам решения проблем.
  4. В отношении здоровья наблюдаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, а также вероятны заболевания селезёнки.

Гексаграмма 34 — толкование нового периода в жизни после длительного ожидания активных шагов. Сейчас уже есть достаточная сила для деятельности, но нужно сдержаться во избежание серьёзных ошибок. Это время для воспитания духа и тела, развития собственной рассудительности и мудрости.

Благоприятна стойкость.

Мощь в пальцах ног. - Поход - к несчастью, обладай правдой.
Стойкость - к счастью.
Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть. - Стойкость - опасна. Когда козел бодает изгородь, (в ней) застревают его рога.
Стойкость - к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней) не застрянешь. Мощь - в осях большой колесницы.
Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). - Раскаяния не будет.
Козел бодает изгородь - не может отступить, не может продвинуться. - Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.

Название

Да-чжуан (Мощь великого): да - большой, благородный, важный; способный защитить других; воля, направленная на достижение цели; способность руководить своей жизнью; энергия ян; чжуан - вдохновлять, воодушевлять, укреплять; сильный, процветающий, крепкий; зрелый, в расцвете лет; также: ущерб, рана, неограниченное использование силы. Иероглиф изображает здорового человека, крепкого и сильного, как дерево.

Образный ряд

Великая сила и энергия проявляются во внешнем мире. Сосредоточьте эту силу вокруг главной идеи. Остерегайтесь ранить других чрезмерным употреблением силы. Выходите из тени и займитесь активной деятельностью. Мощная творческая энергия будоражит вещи и придает им движение. Держитесь за нее и не теряйте из виду свою цель. Сопротивляйтесь однобокости и косности в себе и окружающих. Великая идея и неуклонное следование по выбранному пути позволят вам достигнуть сердца Земли и Неба.

Внешний и Внутренний миры

Гром и Небо

Великая творческая сила выражается непосредственно через активное действие во внешнем мире.

Сосредоточение великой силы содержит скрытую возможность ясного и решительного действия.

Последовательность

Нельзя полностью уйти от мира. Осознание этого позволяет пользоваться мощью великого.

Определение

Мощь великого означает явленное величие.

Образ

баран, бодающий изгородь.

Символ

искривление в начале и плавность в конце.

Гром гремит над небом. Мощь великого.

Благородный человек не обходится без законов, нигде не преступает их.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Мощь в пальцах ног.
Поход - к несчастью. Так будет подлинно.

Сдерживайте свои порывы и накапливайте энергию. Не упивайтесь своей мощью и не пытайтесь распоряжаться другими людьми. Ситуация благоприятна, но для ее развития требуется определенное время.

Девятка вторая

Стойкость - к счастью.

Действуйте в соответствии со своим замыслом. Все благоприятствует вам. Это время может стать началом великого изобилия.

Девятка третья

Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть.
Стойкость - ужасна.
Когда козел бодает изгородь, в ней застревают его рога.

Вы не можете рассчитывать на поддержку окружающих. Пытаясь навязать им свою волю, вы лишь запутаетесь в последствиях своих поступков. Не упорствуйте. Положение уже меняется.

Девятка четвертая

Изгородь пробита, в ней не застрянешь.
Мощь - в осях большой колесницы.
Стойкость - к счастью.
Раскаяние исчезнет.

Препятствие исчезает, путь открыт. Пользуйтесь своей силой, чтобы вершить великие дела. Стремление к стойкости подразумевает вашу правоту.

Шестерка пятая

Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.

Козел - Символ необузданной силы, которая бросается в атаку, не соразмерившись с препятствием. Не вырывайтесь вперед, а двигайтесь вместе с потоком. Вы не пожалеете об этом.

Наверху шестерка

Козел бодает изгородь и не может отступить.
Но не может и продвинуться.
Ничего благоприятного.
Но если будет трудно, то будет и счастье.

Вы загоняете себя в безвыходное положение. Не повторяйтесь, измените метод действий. Упорные усилия приведут к благоприятному результату лишь в том случае, когда они прилагаются в правильном направлении.

Ассоциативное толкование

  1. Видна Большая Медведица. Это знак бедствия.
  2. Божество держит меч. Это тоже плохой знак.
  3. Чиновник преклонил колени. Это означает «молиться о благословении».
  4. Обезьяна, заяц и собака означают, что часы, дни, месяцы и годы этих животных неблагоприятны.

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Великая сила. Бремя Быть стойким.

  1. Это февральская гексаграмма. Она плоха весной, зла зимой.
  2. Четыре янских яо продвигаются снизу и вытесняют два иньских яо вверх, что означает большую внутреннюю силу.
  3. Вам нужны были деньги на ремонт дома. Дела сейчас идут неплохо. Вы импульсивно решаете потратить деньги также и на другие нужды, но затем осознаете, что это приведет к рассеиванию средств, и возвращаетесь к первоначальному плану.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.

  1. Начальная девятка. Твоя сила - в пальцах ног. Если продолжишь - неудача неизбежна.
  2. Вы встречаете старого врага и находите его в крайне бедственном положении. На­нести ему удар было бы проще простого. Но он не делает ничего плохого, и вы ухо­дите.
  3. У вас слишком малый запас сил, чтобы сделать так, как вы хотите.
  4. В этот критический момент нельзя бесстрашно маршировать вперед.

Второе яо.

Девятка вторая. Настойчивость приносит удачу.

  1. Вы работаете часами, но не можете решить проблему. Наконец, уже совсем устав, вы получаете просветление и видите ответ. Вы думаете о том, чтобы поднапрячься и закончить работу прямо сейчас, но осознаете, что вы слишком утомлены и дело мо­жет подождать до завтра, раз уж вы теперь знаете выход из положения.
  2. Все завидуют вашей удаче.
  3. Хотя вам всегда везет, но если вы решите попытать счастья за игорным столом, вы, несомненно, встретите неудачу.

Третье яо.

Девятка третья. Низший человек думает только о силе и власти, выс­ший человек не думает об этом. Продолжать так - к несчастью. Козел бодает изгородь и в конце концов Безнадежно запутывается в ней рогами.

  1. Ваш приятель развивает свою физическую силу при помощи штанги и т. п., но не для каких-то полезных целей, а просто чтобы красоваться перед людьми. Врач обследует его и обнаруживает, что он перенапряг жизненно важные органы и пребывает в опас­ном состоянии.
  2. Теория тайцзи-цоань предписывает: «Используй внутреннее сознание, а не внешние формы». Если вы практикуете тайцзи-цюань, то вы знаете, что означает данное яо цы.
  3. Вы смогли проявить силу в решении сложной проблемы. Вы ликуете и чувствуете, что пришло время для великих свершений. Но вы осознаете, что ваша работа все-таки имеет более мирской характер, поэтому вы сдерживаете свои порывы и продолжаете работать.

Четвертое яо.

Девятка четвертая. Настойчивость приносит удачу, раскаяния нет. Плотная изгородь раскрывается, не застрянешь. Твоя сила зависит от спиц в колесе Большой телеги.

  1. У вас сильное желание успеха, но обстоятельства против вас. Поэтому вы хватаетесь за каждую маленькую возможность, используете ее безупречно и переходите к следу­ющей, никогда не перенапрягаясь. Затем, когда намечается просвет, ваши мощные стремления могут выходить на поверхность.
  2. Это именно то, на что вы надеетесь.
  3. Ваше продвижение будет осуществляться постепенно или постоянно.

Пятое яо.

Шестерка пятая. Ты легко теряешь козла. Никакого несчастья.

  1. Вы были готовы сражаться за правду с негодяями и отдать этому все силы. Теперь вы видите, что они сами исправились, и можете забыть обо всем и расслабиться.
  2. Решительный человек побеждает природу.
  3. Вы будете наслаждаться счасгьем и процветанием до конца жизни.

Шестое яо.

Верхняя шестерка. Козел бодает изгородь. Не может отойти назад, не может пройти вперед. Ничто не продвигается. Если помнишь об этом,будет удача.

  1. Ваш автомобиль увяз в снегу. Вы газуете, но только глубже погружаетесь в снег. Тогда вы останавливаетесь, так как вспоминаете, что в багажнике у вас есгь лопата.
  2. Если вы пойдете слишком далеко, то придёте в тупик, из которого нет хода ни вперед, ни назад. Любые действия только усугубляют проблему. Лучше всего прямо сейчас успокоиться, обдумать ситуацию и «сдать назад».
  3. Вы строите несбыточные планы.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит: Мощь великого. Благоприятна стойкость.

1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же - правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь: В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход - к несчастью. Так будет подлинно!

2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает: Сильная черта на втором месте. Стойкость - к счастью.

3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора: Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость - ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем: Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь - в осях большой колесницы. Стойкость - к счастью. Раскаяние исчезнет.

5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел - символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь: Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах: Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама