THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Профессор Брайан Сайкс из Оксфордского университета провел тесты слюны шестерых живых потомков легендарной «снежной женщины» Заны, а также зуба её умершего сына Хвита.

Анализ ДНК позволяет уверенно утверждать, что Зана была на 100 процентов африканкой, хотя и жила на Кавказе. Примечательно, что при этом она не похожа ни на одну известную группу.

Тем самым ученые получили ещё одно подтверждение тому, что Зана могла быть таинственным йети — «снежным человеком».

Напомним, в летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана — это пойманная и прирученная женщина-гоминоид, жившая в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района.

Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. «Пожалуй, нет в окрестностях дома, — писал Б.Ф. Поршнев, — где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане».

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому — близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее — в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка «Зана», что схоже с грузинским «занги» — темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми.

Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.

Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.

Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении — крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы — без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах — могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.

У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей — лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.

Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.

Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.

Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга.

У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина — Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.

Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить — это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей — и это самое удивительное в ее истории.

Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми — полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь — Коджанар, вторую дочь — Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына — Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. «Двоих из внуков Заны — сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, — пишет Борис Федорович. — Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба».

Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери — Заны.

Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

«С первого моего взгляда на внука и внучку Заны — Шаликуа и Тайю, — продолжает Борис Федорович свой рассказ, — врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных».

Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане — реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе — снежном человеке) и ее потомстве.

Человека всегда интересовали различные необъяснимые события, загадки природы, странные случаи. Не исключением стали и алмасты, бигфуты, йети - наиболее известные как снежный человек – загадочные, мистические существа. Издавна ходит множество легенд и мифов, связанных с ними. Существует ли снежный человек на самом деле или все это выдумки и сказки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Многие ученые считают, что снежного человека не существует и пытаются найти этому научное объяснение. Встречи с ними происходят по всему миру, но очень быстро заканчиваются. По рассказам очевидцев, высокие волосатые существа буквально исчезают на глазах. Также находят необычные следы, которые они оставляют. В глубинах лесов часто обнаруживают странные сооружения из вырванных с корнем деревьев, такое простому человеку не под силу.

Чаще всего эти существа обитают в труднодоступных для людей местах: высоко в горах или в лесной глуши. В Гималаях в 1936 году были обнаружены огромные следы. В этом регионе очень серьезно относятся к факту существования йети. Так, в Тибете считают, что снежные люди охраняют вход в мистический город Шамбала. В некоторых тибетских храмах хранятся фрагменты останков человекообразных существ. В начале 20-го века в Монголии произошел случай встречи с детенышем алмасты. К сожалению, он погиб, но очевидцы рассказывают, что видели маленькое тело, покрытое шерстью. В 1967 году американцам удалось запечатлеть на видео уникальные кадры: по берегу ручья пробегала высокая волосатая фигура. Считается, это была самка йети.В начале 19-го века в Абхазии князем Ачба было поймано необыкновенное существо, которое оказалось дикой женщиной. Внешний вид у дикарки был довольно специфический. Она была ростом около двух метров, ее мускулистое тело покрывала густая темно-бурая шерсть, глаза у нее были красного цвета. Широкое с грубыми и крупными чертами лицо женщины имело плоский нос, нижняя челюсть с мощными зубами выступала вперед. У нее были довольно толстые и длинные пальцы на руках. Благодаря своей внешности пленница получила имя Зана.

Снежный человек Зана, йети

Позже она была подарена князю Эдже Генаба. Он держал снежную женщину в яме, обнесенной частоколом, из-за ее необычайной силы. Дикая женщина пугала окружающих своими способностями, она была невероятно вынослива. Также вела себя она достаточно агрессивно, кидалась на людей. Однако со временем ее удалось постепенно успокоить и приручить. Для нее построили шалаш, в который позже переселили. Самка алмасты научилась входить в помещение только с разрешения хозяина, смогла выполнять несложные поручения. Благодаря своей силе и мощи легко справлялась с тяжелой работой. Разговаривать Зана не умела, но человеческую речь понимала, в питании была не привередлива, одежду носить отказывалась. Лишь под конец жизни начала надевать набедренную повязку. Зато постоянно учувствовала в гуляньях князя, во время которых часто употребляла алкоголь и имела связи с мужчинами. Самое интересное, что у нее не было внешних признаков старения. Предположительно, умерла самка снежного человека в конце 19 века во время родов.

Родив без посторонней помощи своего первого ребенка, женщина хотела его искупать в реке, но вода в ней была слишком холодная, младенец простудился и умер. То же самое произошло и со вторым ребенком. После этих случаев новорожденных у Заны стали отбирать и воспитывать люди. Детей было у нее четверо: две девочки и два мальчика. Все дети женщины выросли абсолютно нормальными людьми, хоть и со своими особенностями. О судьбах двоих из них практически ничего не известно, но мальчик Хвит и девочка Гамаса выросли в одной семье Ходил слух, что их отцом был сам Эдже Генаба. Дочь Заны умерла в 1920-х годах, Хвит дожил почти до 70 лет и скончался в 1954 году.

Прямые потомки Заны

Дети Заны росли вместе с обычными детьми и особо от них ничем отличались. Они все имели свои семьи, детей, занимали определенное место в сообществе. У сына Заны была темная кожа, большие губы, как у представителей негроидной расы, прямые жесткие волосы. Хвит был высоким, как мать обладал нечеловеческой силой. Местные старожилы рассказывали, что он мог зубами поднять стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Также он отличался взрывным характером, часто ввязывался в драки, в результате одной из которых потерял руку. Даже имея одну руку, потомок снежной женщины прекрасно управлялся с огородными и полевыми работами.

Хвит - сын Заны

Хвит был дважды женат и имел троих детей. Его сыну Шалико передалась неимоверная сила, мужчина зубами поднимал накрытый стол. Погиб сын Хвита в результате несчастного случая в горах.

Сын Хвита

С его дочерью тоже произошла трагедия, она умерла от разряда электрического тока. Говорят, что при жизни Раиса обладала уникальным даром - женщина умела видеть кожей: она становилась босыми ступнями на газету и слово в слово читала написанное.

Дочь Хвита в молодости

Дочь Хвита

Гамаса также обладала крепким телосложением, как и брат, кожа у нее была темного цвета, тело покрывали волосы. Умерла женщина в возрасте 60 лет. Подробности о ее жизни неизвестны.

Слева череп Хвита, справа – предположительно, Заны

Игорь Бурцев с черепом Хвита, сына Заны

Ученые не один год ищут ответ на этот вопрос. Проводя различные исследования, было установлено, что череп сына йети строением значительно отличается от обычного человеческого. Он объединяет в себе структурные признаки неандертальца и современного человека. Череп уникален и не имеет аналогов в природе. Также ошибочными были предположения, что Зана африканская рабыня, ее ДНК не совпало с генами африканцев, ведь волосы у йети и ее потомков были прямыми, что является значительной отличительной чертой от представителей негроидной расы. Сам же Игорь Бурцев абсолютно уверен, что дикая женщина относится к неандертальцам, а ее сын гибрид с современным человеком.

Историк Поршнев тоже считает, что йети являются неандертальцами. Предположительно, эти предшественники современного человека не исчезли, а продолжают сосуществовать с людьми. Данный факт подтверждает и строение скелета снежного человека.

Некоторые ученые высказывают предположения, что на самом деле снежного человека не существует. Это обычные люди с психическими отклонениями, которые покинули свое место жительства и скрываются в лесах вдали от общества.

Хотя с точки зрения науки подтверждений существований алмастов не имеется, кто-то же оставляет следы огромных ног, клочки темной длинной шерсти в разных уголках земного шара. Есть предположение, что йети приходят к нам из параллельного мира, возможно, поэтому они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Также сооружения из деревьев, обнаруженные в лесах, могут служить порталом для таинственных существ. Одно известно, что еще много лет будут продолжаться споры вокруг снежного человека. Впрочем, некоторые загадки должны оставаться неразгаданными.

Эта невероятная история имела место быть в Абхазии, причем не так уж и давно.

И.Бурцев с черепом Хвита
Это было в 1975 году: молодой ученый Игорь Бурцев, в настоящее время являющийся ведущим криптозоологом России, неподалеку от города Очамчиры, а именно в селе Тхина (Абхазия) нашел под землей череп потомка Заны - странной женщины, о которой ходили легенды. Односельчане-старожилы помнят этого уникального гибрида, рожденного от человека и реликтового гоминоида Заны – «снежной женщины». Этого потомка, которого звали Хвит, старые люди вспоминают до сих пор.
Оказывается, жители села схоронили и мать, и сына, именно они и указали их могилы. Из женского захоронения была извлечена калоша с клеймом 1888 года. Это время, когда примерно стало известно о смерти Заны. На то, что это могила с женскими останками, указало зеркальце, лежащее в изголовье.Летом 2010 года в Абхазии, у мест захоронения, побывал столичный журналист Савелий Кашницкий. С его слов, местный житель Аполлон Несторович Думава рассказал, что самому ему не удалось увидеть Зану. В то же время старожил Тхины, бывший в те времена председателем сельсовета, слышал историю Заны от своих ближних родственников, которые еще помнили свою соседку. Как забыть женщину двухметрового роста, с длинными, сильными руками, покрытыми густыми волосами! Ее крутые, высокие бедра и отвисшие груди вызывали у местных мужчин нескромные желания. Из-под приплюснутого лба на окружающих пристально смотрели красные громадные глаза. Эта женщина отличалась богатырской силой, которую демонстрировала, играючи таская к водяной мельнице одной рукой мешки с зерном, весящие не менее 50 килограммов каждый.Отец Аполлона Несторовича помнит, как поймали Зану в ущелье реки Адзюбжа. Охоту на странное человекоподобное существо организовал местный помещик. Потрудиться пришлось немало. «Девушка» обладала нечеловеческой хитростью и буквально растворялась возле сетей, в которых должна была оказаться с минуты на минуту. Но все-же придумали способ, чтобы заманить «снежную бабу» в сети. На полянке, куда временами наведывалась волосатая гостья, положили мужские трусы красного цвета. Незнакомый лоскут заинтересовал незнакомку, пока она пробовала натянуть вещичку на себя, то через бедра, то через голову, на этом ее и поймали.Пленнице было дано имя Зана («зан» в переводе с грузинского языка означает черный). Поселили ее временно в яму, обнесенную частоколом из заостренных сверху бревен. Женщина вела себя агрессивно: рычала, бросалась на детей, донимавших ее, комьями земли и палками. Лишь несколько лет спустя удалось немного успокоить и приручить Зану. Тогда ее переселили в плетеный шалаш – пацху.Спала она в углублении, выкопанном собственноручно в земле. Миску с ложкой так и не освоила, ела пищу руками. Одежду не одевала, ходила голой. Разговаривать ее научить не получилось, хотя на свое имя Зана откликалась, умела улыбаться и смеялась после того, как ей удавалось голосом изобразить скрип калитки. Жила Зана у Эдги Генабы, которому досталась в дар. Она умела снимать ему сапоги. Хозяин совсем не по ангельски обращался со своей рабыней. В ходе пьяных оргий, во время которых местные жители поили «девушку» вином, Генаба учреждал приз тому, кто первым оседлает Зану. Без хозяев призы не оставались: пьянеющая Зана, говорят, проявляла мощную сексуальность.После рождения первого ребенка Зана решила искупать новорожденного в ледяной воде. Ребенок не выжил. Такая же участь постигла еще одного новорожденного. После этих случаев жители стали отбирать у незадачливой мамаши детей сразу после родов. Так выжили четверо детей Заны – два сына и две дочери. Никто не знал, от кого были рождены дети снежной женщины. Через некоторое время, когда началась перепись населения, детей приписали Камшишу Сабекиа, который по неосторожности проболтался, что, как и многие мужчины, участвовал в сексуальных играх с Заной.


Хвит, сын Заны
Жители Тхины хорошо помнят сына Заны по имени Хвит. Он прожил в поселке всю свою жизнь, и умер, не дожив до 70 лет, в 1954 году. Двухметровый гигант был похожим на мать, имел такую же пепельно-серую кожу, густые курчавые волосы и пухлые , как бы вывернутые наружу. Этого юношу хорошо запомнил Аполлон Думава. Хвит так же, как и мать, ненавидел детей за наглость. Они постоянно лазали в их сад за фруктами.Однажды, во время ссоры с родственником, Хвит набросился на него и получил ответный удар мотыгой, которая рассекла ему правую руку в локтевом суставе. Руку сохранить не удалось – ее ампутировали. Аполлон Несторович помнит, как человек недюжинного роста вспахивал свой огород, упираясь в плуг только левой рукой. Потомок Заны был уже нормальным человеком, он разговаривал, был дважды женат и имел детей – двух дочерей и сына.Рая - внучка ЗаныЖурналист Савелий Кашницкий приезжал в Абхазию, чтобы разыскать в городе Ткуарчал Раису Хвитовну Сабекиа, но этого ему сделать не удалось. За год до поисков Раиса умерла от поражения электрическим током. Повезло встретиться с сыном женщины, Робертом Какубавой. У него С. Кашницкий взял разрешение сделать копии фотографий из семейного альбома.По фотографиям можно сделать следующие выводы: черты Хвита и его сестры наследуют особенности лица матери. Старшая дочь Хвита Татьяна схожа с бабушкой лишь строением глазниц, их невероятной глубиной. Дочь Хвита Раиса и его сын Шалико похожи на отца: те же выпирающие скулы и мощные нижние челюсти, темная кожа и пухлые .


Рая-внучка Заны

Рита и Зоя-правнучки Заны
За три десятилетия Игорю Бурцеву удалось разыскать почти всех потомков Заны, однако главной целью было найти череп и скелет самой Заны, а также останки ее последнего выжившего ребенка, Хвита. 35 лет назад в селе Тхина, на местном кладбище им, по наводке местных жителей, уже был выкопан женский череп. Однако экспертиза подтверждает тот факт, что черепные кости принадлежат негритянке, человеку, неизвестно какими перипетиями судьбы занесенному на Кавказ. Череп же Хвита лишь отчасти напоминает человеческий. Такие выводы сделаны Кашницким, Бурцевым и палеоантропологом Александром Беловым.Как пояснил Иванович, форма черепа имеет существенные отличия от характерной для homosapiens. Череп большинства современных людей яйцеобразный, а найденный череп – шарообразной формы. У Хвита были высокие носовые костные перегородки, «убегающий» к задней части черепа лоб, лишняя кость со швом (по горизонтали) на затылке, массивные черепные стенки, обе челюсти выдвинуты вперед. Это говорит о мощной жевательной мускулатуре при жизни.Это позволяет предположить, что череп имеет особенности австралийского аборигена, однако принято считать, что люди такого типа не могли жить в Евразии. Если присмотреться, то зубы Хвита значительно мощнее, чем у современного человека того времени. Возможно, между зубами даже имелись промежутки для вхождения в эти места клыков противоположного ряда при смыкании челюстей. Такой признак характерен для некоторых видов древних народностей.Уникальные способности потомковНаблюдение Белова полностью согласуется со словами очевидца Думавы, который видел, как сын Хвита, Шалико, зажимая зубами край столешницы накрытого стола во время праздника, танцевал, держа всю конструкцию челюстями. Проделывать такое ему удавалось благодаря двум параллельным рядам зубов: рядом с молочными выросли коренные.Жители Тхины поведали Игорю Бурцеву о том, как Шалико танцевал, держа в зубах стул с сидящим на нем гостем. Поверхность черепа Хвита бугристая, замечено, что некоторым отделам мозга работать удавалось с большим усилием. По наблюдению очевидцев, Хвит прекрасно ориентировался в пространстве и анализировал зрительную информацию. Лобные же части мозга, отвечающие за логическое мышление и аналитический ум, работали слабо. Хорошо развитая зрительная кора влияла на эмоциональную возбудимость, предполагаются паранормальные способности.Неизвестно, был ли сам Хвит телепатом, но его мать Зана имела дар предвидения. Недаром ее не могли очень долго поймать. Не исключено, что ее способности передались детям. Правнук Заны, Роберт Какубава, поведал С. Кашницкому, что его мать Раиса Хвитовна имела кожное зрение: перед ней расстилали на полу газету, на которую она становилась босыми ступнями с завязанными глазами и без запинки читала любой текст на странице.Споры и исследования еще не законченыПризнаком, роднящим череп Хвита с неандертальцами, служит форма глазниц, опущенных к внешним краям, что нехарактерно для прямых предков современного человека – кроманьонцев.Если внимательно всмотреться в черты лиц потомков Заны, которых насчитывается 14 человек, почти у всех в строении глаз – опущение внешних уголков книзу, «домиком».Человеческий нижний обвод челюсти имеет форму подковы, а неандертальский – форму буквы «П». Челюсть Хвита, согласно выводам Белова, Что-то среднее – полочкообразная парабола.Заключительный вывод эксперта: череп Хвита вобрал в свою структуру признаки современного человека и неандертальца одновременно. Причем более выражены не признаки эволюции, а деградирующие элементы. Иными словами, череп сына Заны уникален.Кем была сама Зана?Игорь Бурцев считает, что принадлежность Заны к неандертальцам очевидна. Белов заметил, что некоторые древние черты передались и ее сыну, гибриду с человеком современности. Мнение этих двух ученых о том, существует ли снежный человек в труднодоступных местах нашей планеты, или он остался в прошлом.Криптозиолог Бурцев считает, что на планете Земля тайно бродят тысячи особей снежного человека. Именно они оставляют странные следы: сломанные и скрученные стволы деревьев. Подобные следы ученый видел в некоторых регионах России, а также на фотографиях Америки и Австралии. Если брать во внимание тот факт, что вырванные с корнем и сломанные деревья – дело рук снежного человека, то обитают его особи в костромских и вологодских лесах, в Горной Шории и на Вятке.Палеоантрополог А. Белов уверен, что современные люди не оставили для снежного человека мест обитания и таких, как Зана, особей больше не найдется ни в одном уголке мира. Тем не менее, в лесах и горах скрываются деграданты эпохи глобализации – люди, сознательно ушедшие из социума, выбрав дикую, одинокую жизнь в лоно природы. Неоднократные встречи очевидцев с «дикарями» было объяснено примерно так: встречались одичавшие «бомжи».Подробнее о ЗанеМесто поимки Заны не определено, точная дата неизвестна. Приблизительные места поимки: горные леса Заадан, морское побережье Очамчирского района, Аджария. В пользу Аджарии выступает само имя пленницы – грузинское «занги» - негр, темнокожий. При поимке дикая «девушка» яростно сопротивлялась. Чтобы связать, ее пришлось поколотить дубинками, забить рот войлоком и надеть на нижние конечности бревно-колоду.Только через несколько перепродаж она попала в собственность к дворянину Эдги Генабу и осталась жить в его усадьбе в селении Тхина, в 78 километрах от Сухуми, на реке Мокви. Сначала Зана жила в крепком загоне из вертикально стоящих, заостренных бревен. Пищу туда ей спускали на веревках или бросали, как дикому зверю. Спала она в вырытой яме, и три года ее пытались приручить.Постепенно дикарка успокоилась, и тогда ее перевели в плетеное огороженное помещение под навесом, неподалеку от хозяйского дома. Сначала «снежную женщину» держали на привязи, как собаку, потом стали на некоторое время отпускать, зная, что далеко от мест, где ее кормят, Зана не уйдет. Женщина не любила тепло, поэтому круглый год находилась на дворе, где под навесом снова выкопала себе углубление для сна. Любопытные односельчане подходили к ограде, тыкали в нее палками. Детей она не любила, так как они дразнили ее, и швыряла в них чем попало.Кожные покровы Заны были темно-серые, почти черные. Все тело, особенно нижняя его часть, было покрыто рыже-черной растительностью в виде не очень густых волос. Ступни и ладони были без волос. На лице наблюдались редкие, небольшие волоски. Голова была покрыта копной черных, жестких, свалявшихся волос, блестящей гривой спускающихся на плечи и спину.Зана, как и все гоминоиды, была неспособна к обучению, так и не научилась говорить, живя среди людей. За десятки лет она не произнесла ни единого слова, кроме нечленораздельного бормотания. В раздражении она могла громко кричать. Свое имя она слышала и шла к зовущему ее, побаивалась окриков хозяина и могла выполнять некоторые его команды.Внешние черты облика Заны: высокий рост, массивная фигура, большие, отвисшие до самого живота груди, что характерно для самок гоминоидов, высокие, крутые бедра, мускулистые конечности, странная форма голени от колена до лодыжки (без утолщения посредине).Пальцы рук были длиннее и толще, чем у человека современного. Пальцы ног были настолько подвижны, что могли даже широко раздвигаться. В раздражении у Заны сильно отодвигался большой палец.Лицо древней женщины, широкое и скуластое, с крупными чертами было поразительно настолько, что могло отпугнуть видевших его впервые. Угрожающе выступающая вперед нижняя часть лица выглядела как рыло: широкий разрез рта с крупными зубами, плоский нос со вздернутыми огромными ноздрями. Неестественно выпяченный затылок, волосатый лоб (волосы начинали расти от самых бровей), большие, с красноватым отсветом, глаза и неожиданный смех выдавали признаки гоминоида. Самка не умела плакать, и никто не видел, чтобы она улыбалась.Способности: выносливость и физическая сила Заны были поистине огромны. Она могла запросто переплыть бурную реку даже во время разлива и обогнать лошадь. Зана купалась и зимой, и летом в холодном роднике. Там она пыталась купать своих рожденных младенцев, которые умерли от переохлаждения. Тот родник до сих пор носит имя Заны. Дикарка умела лазить по деревьям, хоть и неуклюже, по-медвежьи, но собирала фрукты и грецкие орехи. Легко управлялась Зана и с пятипудовыми мешками зерна, которые таскала в одной руке с мельницы в гору.Чтобы сорвать гроздочку винограда и съесть ягоды, она сдергивала целую лозу на землю. Когда было невыносимо жарко, женщина ложилась вместе с буйволами в реку или воды источника. По ночам она бродила по окрестным холмам, собак и прочих зверей не боялась, оборонялась палками от них при необходимости. Камни женщина разбивала друг о друга.Зана немногому научилась от людей и осталась полуприрученной: слушалась только хозяина Эдги Генабу, в дом входила только по приглашению, к столу ее подзывали. Женщины боялись дикарку и приближались к ней только когда она находилась в хорошем расположении духа. Если Зану что-то злило, она кусалась, а в ярости была поистине страшна. На детей она не нападала, хоть и страшно не любила их, родители стращали непослушных чад именем Заны. Даже лошади боялись неприрученную женщину.Насчет питания Зана была неприхотлива: ела все, что ей давали. Мамалыгу, мясо и прочую пищу ела только руками, никакой столовой посуды не признавала, кушать из миски ложкой не научилась. Когда ее поили вином, она всегда приходила в хорошее настроение, быстро пьянела и засыпала полуобморочным сном. Спала она всегда в яме, неприкрытая ничем, в холодные ночи закапывалась в золу от потухшего костра.Главное, чему дикарка научилась – раздувать трут-лишайник от искр кремня. Дальше этого ее способности не развивались, удалось дрессировкой выучить женщину выполнять несложные приказы, которые давались ей жестами или словами. Она могла под приказом вертеть ручные жернова, носить дрова и воду в кувшине из источника, носить мешки с зерном и мукой на мельницу и обратно, разувать хозяина. Это все, чему смогли ее научить. Зана, живя среди людей, так и не стала человеком, но, что самое удивительное в ее истории – она родила детенышей, которые стали людьми!Женщина много раз беременела от разных мужчин, которые развлекались с ней. Рожала сама, без посторонней помощи, и сразу несла обмывать детенышей в ледяной воде источника. Дети умирали. Только потом люди стали сразу после рождения отбирать у Заны детей и выкармливать. Чудо случилось четыре раза. Именно столько потомков оставила после себя «снежная женщина».Две дочери и два сына неандерталки выросли полноценными людьми, обладавшими некоторыми странностями, но вполне способными к жизни в социуме. Речь и разум были развиты как у людей.Старшего сына Заны звали Джанда, старшую дочь – Гамаса, самого младшего сына, останки которого были найдены рядом с материнским захоронением, звали Хвит. Гамаса умерла в начале XX века, в 20-х годах, Хвит умер в 1954 году. Все дети Заны расселились по разным местам Абхазии, имели собственных детей. Двое внуков, дочь и сына Хвита, нажитых во втором с русской женой, Борис Федорович навестил в городе Ткварчели. Они трудились на рудниках. Это было в 1964 году. По утверждениям молвы, отцом Гамасы и Хвита был Эдди Генаба, но стопроцентно утверждать это невозможно. При переписи дети были записаны на другую фамилию. Примечательно то, что Зана была похоронена на родовом кладбище Генаба, а двух младших детей воспитывала Эдги.Брат и сестра почти не унаследовали диких черт материнской внешности. Да, они были людьми могучего телосложения, с темной кожей негроидов, но человеческие черты стали доминантными. Хвита односельчане знали почти до семидесятилетнего возраста, до самой его смерти, и описывали как человека с незначительными отклонениями от нормы. Волосы его были прямыми, а не курчавыми, как у негроидов, и жесткими, были толстыми, голова по отношению к параметрам тела казалась небольшого размера.Хвит чрезмерно был физически силен, нрав его вспоминают буйным, драчливым и несговорчивым. В одной из стычек с односельчанами Хвит лишился правой руки, но он продолжал работать левой. Хвит прекрасно справлялся со всей крестьянской работой, лазал по деревьям, косил. Замечен был у него даже талант к пению. Он хорошо пел высоким голосом. В результате двух браков появились на свет трое детей Хвита. Ближе к старческому возрасту потомок Заны перебрался на жительство в город Ткварчели, там и скончался, но похоронен был рядом с матерью в Тхине, где родился.Гамаса, как и брат, была наделена большой физической силой и крепость, что и отличало ее от обычных людей. На темной коже росли волосы, только лицо было без волос, за исключением области вокруг рта. Гамаса умерла в возрасте около 60 лет.

April 11th, 2015

Анализ ДНК показывает, что двухметровая крепостная Зана, которая могла обогнать лошадь, не была человеком . Сотни исследователей, ученых-теоретиков и фантастов посвятили свою жизнь поискам нашумевшего снежного человека. Однако ведущий генетик считает, что он нашел доказательства, указывающие на то, что этот человек (точнее, женщина) не просто миф.

Профессор Брайан Сайкс (Bryan Sykes ) из Оксфордского университета утверждает, что огромная женщина по имени Зана , которая жила в XIX веке в России и походила на «полуобезьяну, получеловека», могла быть прославленным йети.

Свидетели рассказывали, что у этой женщины, найденной в Кавказских горах между Россией и Грузией, были все черты «дикого животного», и она была покрыта густой рыжеватой шерстью. Эксперты считают, что бродячую «дикую женщину» нашли в отдаленном Очамчирском районе в Республике Абхазия . В 1850-х годах ее поймал местный купец, нанявший группу охотников, чтобы те выследили ее в горах и заковали в цепи. Профессор Сайкс утверждает, что Зану держали «в яме, окруженной заостренными кольями », и продавали из руки в руки, пока она не попала в услужение к князю Эдги Генаба.

У этой женщины-обезьяны было как минимум четверо детей от местных мужчин, и, как сообщает Times, некоторые потомки Заны до сих пор живут в этих краях.

Сайкс сделал свое поразительное открытие, когда провел анализы образцов слюны, взятой у шести живых родственников Заны, и зубов ее умершего сына Хвита. Анализ показал, что у всех у них есть нужное количество африканской ДНК, а поэтому Зана была «на 100% африканкой», но, что удивительно, она не похожа ни на одну известную группу.

Она была похожа на дикого зверя, «самой страшной чертой которого было выражение ее лица — оно было не человеческим, а животным», написал в 1996 году один российский зоолог. Этот ученый, собравший свидетельства очевидцев о Зане, писал: «Сила и выносливость ее были огромны». Она могла обогнать лошадь и «переплыть бурную реку Москва (так в тексте, видимо, речь идет о реке Мокви — прим. пер.) даже в разлив, когда вода поднималась до самой высокой отметки».

Кое-кто утверждает, что она была беглой рабыней, сбежавшей от турок-османов, однако профессор Сайкс заявляет, что ее «не имеющая аналогов ДНК» опровергает данную теорию. Он полагает, что ее предки вышли из Африки более 100 тысяч лет назад и жили в кавказской глухомани одно поколение за другим.

Со временем Зану приручил князь, купивший ее и державший в качестве слуги в своем поместье в абхазском селении Тхина. Из сохранившихся в записи рассказов очевидцев становится ясно, что она была невероятно сильной, спала на улице и бегала голой по поместью вплоть до своей смерти, которая наступила в 1890 году.

Некоторые коллеги Сайкса сомневаются в других его открытиях, скажем, в том, что замеченными в Бутане йети на самом деле могли быть неизвестные породы медведей. Несмотря на отсутствие твердых доказательств из анализа предполагаемых «волос йети», профессор говорит, что у него сложилось твердое ощущение о «существовании чего-то такого» после бесед с десятками свидетелей. Сайкс говорит, что не знает, кто является лучшим кандидатом на звание выжившей расы «людей-обезьян» — йети, бигфут или алмасты в России. Он говорит: «Бигфута ищет гораздо больше людей. Но я полагаю, что наиболее вероятный кандидат это либо йети, либо алмасты, живущие в труднодоступных и малонаселенных районах».

Первые рассказы о йети появились еще до 19-го века у буддистов, которые считали, что это существо населяет Гималаи. Они описывали таинственного зверя, который похож на обезьяну и носит в руках крупные камни, которыми пользуется как инструментом и оружием, а также издает свистящие звуки.

В 1832 году один путешественник опубликовал в «Журнале Азиатского общества Бенгала» отчет о своем походе по Непалу. Он написал, что видел высокое двуногое животное, покрытое длинной темной шерстью, которое, как ему показалось, в страхе бежало от него.

Термин «снежный человек» появился в 1921 году, когда подполковник Чарльз Говард-Бери (Charles Howard-Bury) опубликовал книгу под названием Mount Everest The Reconnaissance (Гора Эверест. Разведка).

Интерес к снежному человеку усилился в начале XX века, когда туристы начали совершать путешествия в этот регион в попытке поймать его. Они сообщали об очень странных следах на снегу.

Daily Mail в 1954 году организовала поход на Эверест под названием «Экспедиция к снежному человеку». Во время экспедиции руководитель группы альпинистов Джон Анджело Джексон (John Angelo Jackson) сфотографировал древние рисунки йети и огромные следы ног на снегу. Также удалось найти образцы волос — как считается, с головы йети.

Британский альпинист Дон Уильямс (Don Whillans) заявлял, что видел это создание в 1970 году, когда совершал восхождение на Аннапурну. По его словам, во время поисков места для стоянки он услышал странные крики, а его проводник сказал, что это кричит йети. В ту ночь он видел бродивший возле стоянки темный силуэт.

В последнее время появляется все больше сообщений о наблюдениях за йети, и ученые, организовавшие в 2011 году в России конференцию на эту тему, заявили, что на 95% уверены в существовании снежного человека.

В 2013 году один ученый сказал, что йети это дальний родственник белого медведя, которого считали вымершим более 40 000 лет назад. Однако исследователи доказали, что образцы проанализированных волос на самом деле принадлежат современному белому медведю, а также медведю редкой породы, обитающему высоко в горах.

Зана - огромная мохнатая «кавказская пленница», жившая в Абхазии, действительно была «снежным человеком». Генетический анализ, проведенный на Западе, выявил принадлежность существа к реликтовым гоминоидам

Не совсем человек

Влиятельная британская газета The Times сообщила о результатах исследования, проведенного профессором Брайаном Сайксом из Оксфордского университета (Professor Bryan Sykes of the University of Oxford). Ученый проводил генетический анализ останков, полученных из Абхазии. И пришел к выводу, что они не совсем человеческие, а принадлежат некому подвиду, представители которого лишь наполовину люди. И вполне могут быть "снежными людьми". Или йети, как таких называют на Западе. Кроме того, генетически они отдаленно напоминают негров, обитавших в Африке более 100 тысяч лет назад.

По словам Сайкса, речь идет о Зане - мохнатой двухметровой женщине, которая жила в Абхазии в позапрошлом веке. Легенда о ней ходит до сих пор. Так вот, профессор полагает, что Зана - существо отнюдь не мифическое, а вполне реальное - "снежная женщина".

Результаты впечатляют, - говорит Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор международного центра гоминологии - один из тех ученых, благодаря которым научному миру и стало известно о Зане. Он искал ее останки, но не нашел. Отыскал лишь могилу одного из сыновей Заны - Хвита. Образцы его черепа и были переданы западным ученым более 10 лет назад. В 2011 году Сайкс получил еще и образцы крови ныне живущих потомков Заны.

Игорь Бурцев с черепом Хвита - сына "снежной женщины".

Кавказская пленница

Потомки «снежной женщины» до сих пор проживают в селении Тхина Очамчирского района Абхазии - это в 78 километрах от Сухуми. Их предков - то есть "снежных людей" здесь называют очо-кочи - это по-мингрельски. И абнаую - это по-абхазски. Рассказывают, что когда-то их было полным-полно в горных лесах. Приходилось даже истреблять.

В 1962 году в эти глухие места забрел московский профессор Александр Машковцев. Наслушался потрясающих историй про диких обитателей гор. Пересказал их всемирно признанному криптозоологу Борису Поршневу. Тот копнул глубже и нашел людей, которые лично видели отловленного здесь «снежного человека». И даже общались с ним. То есть с ней - «снежной женщиной» по имени Зана. В то время очевидцам было уже далеко за сто лет. Но аксакалы все помнили.

Вот какая история открылась перед Борисом Поршневым. Дореволюционный предводитель Абхазии князь Д. М. Ачба со своей свитой охотился в лесах на горе Заадан. И в который раз увидел мохнатого гиганта. Приказал поймать его в конце концов. Что слуги и выполнили оригинальным образом. Один из них снял пропахшие потом штаны и оставил на видном месте. «Снежный человек» -абнаую- пришел на запах. И пока заинтересованно возился со штанами, выскочившие из засады охотники его повязали.

Абнаую оказался самкой двухметрового роста с непомерно огромными молочными железами. Все ее тело, особенно нижнюю часть, покрывала густая темно-бурая, как у медведя, шерсть длиной примерно с половину ладони. Там, где она потерлась, проглядывала темно-серая кожа. Как у перепуганного негра. Фигура была массивной, мускулистой, зад - крупный и высокий. А голень - почему-то тонкая. Ступни - огромные, широкие, с длинными пальцами, которые обладали способностью широко раздвигаться. Волосы росли и на лице, но редкие. Почти черная шевелюра спереди напоминала папаху с курчавыми завитками. Начиналась почти от бровей. А сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными. Нижняя часть лица выдавалась вперед - словно свиное рыло.

«Снежную бабищу», которую назвали Заной, Ачба подарил своему другу князю Челокуа - это все аксакалы припомнили. А тот отдал князю Эдже Генаба. Он и привез «кавказскую пленницу» в селение Тхина на реке Мокви - в свои владения. Здесь-то и началось самое интересное.

Ах, какая женщина! Двухметровая!

Как утверждают местные жители, за время проживания в селении Тхина Зана рожала не менее 5 раз. Значит, чем-то привлекала местных мужчин в сексуальном смысле. Но, похоже, и сама была не прочь. Ведь наивно полагать, что можно изнасиловать двухметровую атлетку. Больше всего она любила плавать в горной речке - купалась по несколько раз в день. И... выпивала. Князь научил, который и стал, если верить легендам, первым любовником Заны.

Скорее всего, относительная чистоплотность абнаую, некоторая расслабленность от вина с одной стороны, а также недостаток в горах человеческих женщин - с другой, сыграли решающую роль в установлении межвидовых интимных контактов.

Первый раз я приехал в Тхину в 1975 году, - рассказывает Игорь Бурцев, - с целью отыскать останки Заны. Но никто не знал точно, где она похоронена - старое кладбище почти было сровнено с землей. Зато мне показали могилу ее сына - Хвита, скончавшегося в 1954 году в возрасте 67 лет. И познакомили с его дочерью - Раисой Хвитовной, внучкой «снежной женщины». Она родилась в 1934 году. Работала почтальоном. «Бабушку в лесу нашли», - спокойно так говорила мне Раиса. У самой же - негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватая кожа.


Фамилия йети Сабекия

Первый малыш Заны - вроде как от князя - погиб сразу после рождения. Мамаша окунула его в ледяную воду. Младенец, который был не столь стойким к суровым испытаниям, не выдержал ритуала, очевидно, распространенного у абнаую. Следующих детей у Заны тут же отбирали, чтобы не простудила. В итоге, у нее выжили две дочери - Гомаза и Коджанир - и два сына - Джанда и Хвит. Но лишь последний остался в селении и жил на виду у народа. А куда делись его братья и сестры, неизвестно. Хвит был дважды женат. Последний раз - на русской женщине Марии. От этого брака и родилась Раиса.


Мне посчастливилось беседовать с последним очевидцем, - рассказывает Игорь Бурцев. - Местный долгожитель Зеноб Чокуа хоронил Хвита. Застал в живых и его мать. В то время был мальчишкой, но хорошо помнит Зану. И Хвита, который тоже вымахал под два метра, но был не столь шерстист. Его «записал на себя» последний любовник Заны - пастух по фамилии Сабекия. Сам умер в 30-е годы - сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны.
Рая - внучка "снежной женщины"

Лишь спустя много лет Бурцеву удалось получить от местных властей и родственников разрешение на раскопки. Он организовал экспедицию, вскрыл могилу Хвита и привез его череп в Москву. По просьбе западных коллег передал образцы на исследование в США и Европу.

Сколько лет прожила Зана и от чего умерла, неизвестно - скончалась в промежутке между 1880 и 1890 годами. Но до последних дней она не менялась внешне. Не поседела, не потеряла ни одного из зубов - белых, больших и крепких, сохранила физическую силу.

А говорить так и не научилась. Могла отрывисто вскрикивать, мычать, рычать. Когда радовалась, издавала тонкий металлический смех. И никогда не улыбалась.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Полоумная негритянка?

Коротко историю Заны описал даже Фазиль Искандер в своем произведении «Стоянка человека». И устами его героя Виктора Максимовича Карташова изложил, по сути, свою версию происхождения «снежной женщины». Мол, была она крупной, но умственно отсталой местной жительницей, которая сбежала в горы и окончательно там одичала.

А лично меня смущает, - говорю я Бурцеву, - темная кожа Заны. Может, она была еще и негритянкой?

Я проверял эту версию, которую, кстати, отстаивали сухумские этнографы, - отвечает Игорь Дмитриевич. - Действительно, еще при Петре I в Абхазию из Петербурга завезли несколько десятков «арапов» - так тогда называли выходцев из Африки. Их потомки до сих пор живы. То есть негры для Абхазии не диковинка. И очевидцы в один голос утверждали: «Мы знаем негров - видели. Нет, Зана точно не была негритянкой, она была вся волосатая и дикая».

Итак, чем занять себя в Абхазии? Море – надоело. Рыбалка – не клюёт. Плановые забросы – как-то всё, что было намечено в планах было выполнено за исключением некоторых объектов, на которые идти было просто лень после очень крутых забросов. И тут, мой друг Серёга откопал весьма интересную легенду про снежного человека в Тхине. Как оказалось, Тхина – это всё таки Абхазия и прикоснуться хоть чуточку к легенде – именно то, что нам не хватало. Как на зло на моей карте Тхина не была отмечена и мы отправились по дороге в никуда, надеясь отыскать местных проводников.

Оказывается, ребята, в Абхазии достаточно хорошее автобусное сообщение. Главное – знать расписание. На автобусе можно доехать практически в любую точку, за исключением глухих горных районов, конечно же, а так, по основным асфальтовым трасам проложены автобусные маршруты.
По дороге в Восточную Абхазию нас ждали по истине сюрреалистические пейзажи. Фантасмагорические дома...


Фото 2.

абсолютно непонятная конструкция


Фото 3.

Безголовый бюст Ленина, у которого вместо головы растут кустики


Фото 4.

церковь из фильма «1492 год завоевание рая», всё это создавало ощущение, будто бы мы отправляемся в сказку.


Фото 5.

С нами ехал странный человек, похожий на Ошо, только если Ошо был за ненасилие, то его абхазский прототип носил с собой ружьё и орал на всех. Меня спалил что я его снимаю и направил на меня ружьё и начал рассказывать про лицемерие современного мира. В этот момент я обрёл просветление и понял его, и он понял это. Я понимал, что встреча с мастером – на удачу.


Фото 6.

Ну а теперь, самое время рассказать вам легенду о местном снежном человеке, собственно из-за чего весь сыр-бор. А история эта произошла в 1880 году, когда охотники охотились на склоне горы Задан и заметили странное волосатое существо. Ловили они его, но не поймали. И тогда один джигит снял свои потные вонючие штаны, которые он, видимо, отродясь не стирал. Существо заинтересовалось непонятным запахом штанов и даже захотело их примерить. В этот момент джигиты набросили на неё сеть и поймали. А что с ней делать? Естественно, доложить начальству Её сдали правившему тогда Абхазией князю Ачбе. Как он с ней обошёлся, никто не знает, а вскоре стало известно, что он сплавил её своему приятелю-кунаку Челокуа. Но у того она тоже долго не задержалась. Приехавшего к Челокуа соседа Эдги Генабе необычная пленница заинтересовала больше. А после распитой бутылки крепкой чачи хозяин подарил её гостю. Рассказывали: чтобы доставить дикую женщину во двор Генабе, понадобилось пятеро крепких мужиков. Связанную, её привезли в повозке в село Тхина, что на речке Моква, протекающей по склонам горы Заадан. Имя ей дали Зана, что связано с горой Заадан, по другой версии Зана схоже с грузинским "занги" - темнокожий, негр.
Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.

Фото 7.

Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.
Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах - могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.
У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей - лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.
Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.
Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра.
Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении - крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.
Сколько ни пытался приручить её князь Генаба – всё напрасно, она так и не стала человеком. Она свободно гуляла по селу, она научилась понимать хозяина, снимала с него сапоги, даже костёр научилась разводить, но она так и не научилась говорить, не научилась носить одежду. Платья она рвала в клочки. В конце концов, приучили носить что-то вроде набедренной повязки.


Фото 8.

Вот такая история, но дальше начинается самое интересное. Как оказалось, для жителей с. Тхина самка Йети оказалась очень даже сексуально привлекательной и к тому же вай-вай волосатая. Первым её … сам князь Генаба. Как ни парадосально, но это существо оказалось генетически близкой к человеку и от этой связи родились дети. Первых своих новорожденных детей Зана обмывала в пруду в ледяной воде (видимо хотела проверить их на прочность), естественно дети этого не выдерживали и умирали. Поэтому люди стали забирать у Заны родившихся детей. В итоге у нее выжили две дочери - Гомаза и Коджанир - и два сына - Джанда и Хвит.


Фото 9. Прямые потомки Заны: 1 - дочь Наталья; 2, 3, 4 - внуки - Раиса, Шалико, Татьяна (дети Хвита); 5 - правнук Роберт (сын Раисы).

У сына Хвита, внука Заны – Шаликуа кожа была темноватая. Шаликуа умел подражать голосам всех диких и домашних животных. По воспоминаниям старожила Тхины Апполона Думава: Шалико зажимал зубами край столешницы стола, празднично накрытого, и мог так танцевать. У него коренные зубы выросли рядом с молочными, получилось два ряда зубов. Последним любовником Заны был пастух по фамилии Сабекия, который умер сразу же после переписи населения в 30-е годы, но перед этим он успел дать потомкам свою фамилию.

Фото 10.

Вот такая история. А между тем, мы приехали в Тхину. Вот такая карта местности.


Фото 11.

Здесь когда-то располагался колхоз им. Ленина. Во время войны Ленина убрали, дабы его не разбомбили и бюст находится в здании сельсовета. Сами сельчане положительно относятся к Ленину и говорят, что когда было всё с именем Ленина, было благополучие и процветание. Им хочется поставить его на место и восстановить былое процветание…


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


потомок пастуха Сабекия

Оставив вещи у местного жителя Руслана мы нашли проводника – его друга. Удалось наладить контакт с потомком пастуха Сабекия. Что он рассказал (верить или нет, это конечно вопрос номер два, как никак, мы туристы, с другой стороны – немногочисленные).

Итак, он рассказал нам о том, что есть крепость, где при раскопках нашли кость огромного размера, впоследствии великана вновь закопали на место. вот эта история. Ну а теперь по поводу Заны. Он говорит, что этих существ видели несколько (опа!), и она не была немой, просто говорила на неизвестном языке, а абхазский язык, скажу я вам, выучить не так просто об этом даже притча есть), но не очень-то она и много слов знала. Из того, что им запомнилось, она говорила «Куркури джандахари». Ещё он говорил, что она была вовсе не страшная и не похожа на гориллу, а была ну… почти… красивая женщина, только волосатая.
Итак, что же означает загадочное «Куркури джандахари».
Итак, куркури. Первое, что удалось найти – это название коммуны во Франции. Нам явно не подходит. Другой вариант – это деревенька в Индии, недалеко от границы с Непалом.
Это уже что-то поинтереснее… http://wikimapia.org/3058520/Kurkuri
Слово «Джандахари» я не нашел, но есть созвучное слово джандари.
Джандари (груз. ჯანდარი - посёлок в Гардабанском муниципалитете республики Грузии. Расположен на юго-востоке страны, на границе с Азербайджаном.
Есть еще озеро Джандари.
http://wikimapia.org/4792301/ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8
Связи у этих слов с Африкой я не нашел. Ахда, а причём тут Африка? А притом, что есть версия, что Зана вовсе не снежный человек, а потомок негров, поселившихся в Абхазии. Откуда там негры?
Есть история, что вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы - потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. По другой версии эти негры – арапы, которых ввозил в Россию Пётр первый. В настоящий момент они проживают в с. Адзюбжа. Вот такая история, и по мнению исследователей-антропологов, потомки Заны имеют негройдные черты лица. А Зана могла иметь некоторые отклонения, так называемый атавизм. Вот перед нами маугля казахский, побрей его – получим вполне себе обычного человека.
В пользу – факт о том, что Зана была в целом, достаточно красивой и то, что она могла говорить на непонятном языке. Тот факт, что потомство оказалось жизнеспособным и дало другое потомство, более того, анализ ДНК внуков не выявил никаких аномалий. К тому же, вскользь упомянутый факт о том, что она была не единственной тоже наводит на мысль о неграх. Слово "занги" - темнокожий, негр тоже говорит в пользу негритянской версии.
Кстати, по поводу атавизма. Возможно версия куда более прозаичнее - это обычный атавизм некого лица кавказской национальности. Вот хотите верьте, ребята, хотите нет. Едем на машине у Остужевского кольца. Нас чуть не сбил какой-то наголову долбонутый водитель. Естественно - материмся, вдруг из машины высовывается существо а-ля фильм "планета обезьян"! Руки волосатые, а лицо 1 в 1 шимпанзе из фильма без грима. Не успел сфоткать, он как погнал по встречке, плевал на камеры и прочее... водил даже в стиле "планета обезьян" вот такая история...


Фото 16. Атавизм - пример

нашей команде всё-таки удалось встретиться с внуком Заны Родионом Каджая, который родился 28 марта 1947 года. Родион - потомок второй линии от сына Заны Джонды
Внешне – обычный человек. Родион обладает также большой физической силой, но танцавать со стулом в зубах не может. У этого человека нелёгкая судьба, он участвовал в войне за независимость Абхазии.


Фото 17. Слева Родион, справа - наш проводник.

Трудно конечно увидеть в нём негройдные черты, хотя, если пофантазировать – они есть, более того, если сравнить его внешность с другими потомками – угадываются некоторые схожие черты лица, особенно с Раисой. По поводу анализа ДНК Родиона данных мы так и не нашли, но где-то вскольз упоминается, что все они человеческие. Никаких аномалий не выявлено…

Фото 18.

Всё же, негритянская версия имеет массу нестыковок, хотя бы то, что Зана вела себя как вполне полноценный сформировавшийся человекообразный примат, обладающий своими инстинктами, «знаниями о том, как жить»: она рыла нору, не хотела ночевать в доме, купала детей в холодном ручье (проверка на прочность)…
Игорь Бурцев активно занимается исследованием Заны. Он нашел череп Хвита и ещё один череп… Но это дало больше вопросов, нежели ответов.


Фото 19.
«Изучение женского черепа выявило его негроидность (африканский тип строения), а Хвит, по мнению антропологов, был типичным представителем австралоидов (папуасов), представляется, что женский череп принадлежал не его матери Зане. И, таким образом, можно считать, что сама Зана пока не найдена.»
Даю так сказать ссылку для внеклассного чтения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама