THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По итогам контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования налоговыми органами земельного налога, а также их взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в Московской и Рязанской областях в 2012-2013 годах» были выявлены системные проблемы и недостатки в части земельных правоотношений, в том числе отсутствие единого подхода к проведению государственной кадастровой оценки земель и к определению ставок налога в зависимости от вида использования земель и оснований для налоговых льгот. Проверка также показала, что муниципальные образования не осуществляют надлежащего учета земельных участков, их площади и границ, а также контроля за тем, как и кем они используются.

По решению Коллегии направлено представление в Управление ФНС России по Московской области и информационное письмо в Правительство Российской Федерации, по которому Минэкономразвития России и Минфину России поручено рассмотреть предложения Счетной палаты и принять необходимые меры.

В соответствии с поручением Правительства Минэкономразвития совместно с Минфином рассмотрели предложения Счетной палаты и представили информацию о их реализации.

Одно из предложений Счетной палаты было направлено на совершенствование порядка определения кадастровой стоимости земельных участков в части учета финансовых возможностей налогоплательщиков уплачивать земельный налог.

По информации Минэкономразвития, для совершенствования методологического подхода к определению кадастровой стоимости необходимо внести изменения в федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости», содержащий общие требования к определению кадастровой стоимости, а также утвердить методические указания о государственной кадастровой оценке, детализирующих процедуры определения кадастровой стоимости. В целях разработки предложений по содержанию изменений федерального стандарта и методических указаний, в настоящий момент ведется работа с привлечением представителей Росреестра, а также экспертов, представляющих потребителей оценочных услуг, исполнителей работ по определению кадастровой стоимости, саморегулируемых организаций оценщиков и научного сообщества.

Одно из предложений Счетной палаты касается необходимости перевода земельных долей, выраженных в балло-гектарах, в натуральную величину площади земельного участка для исчисления земельного налога. В настоящее время земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности, когда доли выражены в баллах, выпадают из налогообложения, так как определить кадастровую стоимость доли такого земельного участка, невозможно.

По мнению Минэкономразвития, выйти из сложившейся ситуации можно, если внести поправки в налоговое и земельное законодательство, стимулирующие правообладателей к перерасчету земельных долей, или наделяющие налоговые органы полномочиями по перерасчету размера долей без участия правообладателей. Указанный вопрос в настоящее время прорабатывается Минсельхозом совместно с Минэкономразвития России.

Относительно предложения Счетной палаты по установлению сроков выполнения предписаний органов земельного надзора, а также ответственности за их невыполнение, сообщается, что приказом Минэкономразвития от 26 декабря 2014 г. была утверждена форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации, в которой указаны сроки устранения нарушений. Кроме того, Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» урегулированы вопросы административной ответственности за земельные правонарушения. В частности, законом введены штрафы за невыполнение и повторное невыполнение в установленный срок предписания госземинспектора.

По оценке Счетной палаты, поручение Правительства в полном объеме не исполнено. Его исполнение остается на контроле Счетной палаты до 31 декабря 2015 г.

В рамках исполнения представления Счетной палаты УФНС по Московской области были приняты следующие меры:

В целях определения полного перечня земельных участков, права на которые зарегистрированы на администрации Красногорского района Московской области, проведены мероприятия по получению сведений о зарегистрированных правах в территориальном отделе Управления Росреестра по Московской области.

ИФНС России по г. Красногорску Московской области совместно с представителями администрации Красногорского района проведена инвентаризация земельных участков, внесенных в реестр муниципального имущества и их фактических пользователей.

Кроме того, администрацией Красногорского муниципального района Московской области представлена информация об оформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под административным зданием и для размещения автомобильной стоянки и обеспечения проездов. Права зарегистрированы в 2015 году. Таким образом, вопрос предоставления отчетности администрацией Красногорского муниципального района Московской области может быть рассмотрен в 2016 г.

В отношении земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, налоговые органы не располагают полной информацией о количестве таких земельных участков, а также информацией о фактических пользователях и основаниях возникновения права пользования владения.

Представление исполнено полностью и снято с контроля.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, с 2006 года земельный налог полностью поступает в бюджет муниципальных образований, а исчисление его производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ, с 2006 года органы ФНС РФ более не могут опираться при администрировании сбора земельного налога на данные, накапливаемые и использовавшиеся ими в течение всего предыдущего периода, а должны опираться на данные предоставляемые органами Роснедвижимости (об объектах налогообложения) и Росрегистрации (о правообладателях земельных участков), а также на данные органов местного самоуправления, что является достаточно трудоемкимпроцессоми может затягиваться в связи с возможными расхождениями федеральных и местных нормативных актов, на установление чего необходимо продолжительное время.

За весь предшествующий период государственный кадастровый учет прошли и, соответственно, могут быть предоставлены Роснедвижимостью данные лишь не более чем по 20-30% от общего числа земельных участков, на которые имеются правоустанавливающие документы. Между тем для возникновения обязанности уплаты земельного налога постановка земельных участков на государственный кадастровый учет не является обязательным требованием, достаточно наличия правоустанавливающих документов и данных, необходимых для расчета земельного налога (данных, удостоверяющих местоположение земельного участка в конкретной оценочной зоне, вида разрешенного использования земельного участка, площадь земельного участка, данных о правообладателе).

Кроме того, при осуществлении перехода на использование органы ФНС РФ практически повсеместно столкнулись с ситуацией, когда данные из указанных источников федеральных органов в большей части не согласуются между собой, неполны, недостоверны и не позволяют без большой дополнительной работы по повышению качества данных собирать земельный налог даже в собиравшихся ранее объемах, несмотря на общее увеличение ставок налога, на единицу площади земельных участков.

В результате в большинстве муниципальных образований по всем субъектам РФ происходит значительным спадом в сборе земельного налога.

В результате проведенной работы по повышению качества данных сбор земельного налога стал расти, но также стало ясно, что, во-первых, большая часть земельного налога не может быть начислена в связи с массовым явлением неполноты и недостоверности необходимых для этого данных, во-вторых, при существующих темпах работ по повышению качества данных силами указанных федеральных органов исполнительной власти безвозвратно утрачена возможность сбора значительной части земельного налога. Поскольку земельный налог отнесен к местным налогам, в большинство муниципальных образований в настоящее время являются дотационными, сохранение существующего положения тормозит реализацию реформы местного самоуправления, не позволяет превратить бюджеты многих муниципальных образований в самоокупаемые, требует ежегодных трансфертов в размерах десятков миллиардов рублей из бюджетов вышестоящих уровней.

Аналогичная ситуация имела место в муниципальных образованиях Республики Бурятия.

Фактически все муниципальные образования разделились на 2 группы:

  • (1) меньшая, в которой органы местного самоуправления приняли активное участие в повышении полноты и достоверности данных, в том числе пространственных данных, о земельных участках и их правообладателях, и где поступления земельного налога по отношению к первоначальным планам выросли в несколько раз;
  • (2) большая, в которой не было столь активного участия органов местного самоуправления - в них планы сбора земельного налога либо не были выполнены, либо были скорректированы в сторону уменьшения в конце года, либо незначительно перевыполнены.

Нельзя обойти и естественно возникающий вопрос с тем, насколько рост поступлений земельного налога обусловлен работой органа местного самоуправления по повышению полноты и достоверности данных, предоставляемых для сбора земельного налога, и улучшению взаимодействия и взаимопомощи с другими участниками процесса, а насколько - увеличением сумм подлежащего сбору налога по тем же земельным участкам с теми же правообладателями, что и ранее, за счет изменения методики его исчисления.

Анализ показывает, что, при общем росте ставок земельного налога с единицы площади, можно уверенно сделать вывод, что увеличение размера налога вследствие изменения методики для муниципального образования в целом компенсируется увеличением числа расхождений в данных ФНС, по которым ранее собирался налог, и данных Роснедвижимости (об объектах) и Росрегистрации (о правообладателях), предоставляемых для сбора налога.

Земельный налог стало сложнее собирать, т.к. ИФНС теперь вынуждена использовать много источников данных, согласование которых - отдельная сложная проблема, в решении которой более всего мотивированы органы местного самоуправления муниципального образования. Вследствие этого там, где работа по взаимодействию между органом местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не активизируется, рост земельного налога является незначительным, и резко увеличивается при работе по такому взаимодействию.

Кроме того, существенным является вопрос о планировании поступлений земельного налога и построения с его учетом системы взаимоотношений между бюджетами муниципального района и поселений, а также вышестоящими бюджетами, включая помесячное планирование и текущий контроль за его выполнением.

Существующий принцип «от достигнутого уровня сбора налога в предыдущем году с учетом темпов его прироста за предыдущий год» тормозит развитие процессов повышения собираемости земельного налога, поскольку не предполагает наличия объективных ограничений в динамике роста сбора земельного налога, не предполагает в качестве основы учет реальных возможностей повышения сбора земельного налога в разрезе земельных участков и их правообладателей, качества данных о них и удельных затрат на его повышение, которые в целом по мере реализации мероприятий будут повышаться. Переход к планированию сбора земельного налога по принципу «по потенциально возможному сбору земельного налога и затрат на его достижение в разрезе до конкретных земельных участков» требует введения в муниципальном образовании информационной системы ведения баланса и реестра земельных участков, включая данные об их правообладателях.

На сегодняшний день около 90% земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не облагаются земельным налогом, бюджеты поселений и городских округов не получают соответствующие доходы. В домах, которые строятся и сдаются сейчас, земельные участки формируются и проблем со сбором земельного налога, как правило не возникает, это касается всех остальных многоквартирных жилых домов.

Алгоритм действий должен быть следующим:

  • - налоговый орган должен иметь налоговую базув отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, поставленными на кадастровый учет,не исчисляет и не доводит до налогоплательщиков - физических лиц сумму земельного налога, подлежащего уплате в бюджет поселения;
  • - для определения налоговой базы необходимо получить от регионального отдела Роснедвижимости базу данных о всех собственниках в доме и принадлежащей каждому собственникудолеземельного участка, занятого многоквартирным жилым домом;
  • - региональный отдел Роснедвижимости в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ«О государственном земельном кадастре» не вправевнести в кадастровые паспорта на земельные участки сведения о всех правообладателях земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, без проведения собственниками государственной регистрации прав на принадлежащие каждому из них доли земельного участка;
  • - для осуществления государственной регистрации прав на земельный участоксобственники помещений должны представить в регистрационную службу заявление, написанное от имени каждого собственникас приложением копии паспорта, копии документов, подтверждающие право собственности на помещения в доме каждого собственника, сведения об исчисленнойдоле земельного участка,принадлежащегокаждому собственнику. Не предоставление документов хотя бы одного собственника повлечет отказрегистрационной службы в регистрации прав на земельный участок под всем многоквартирным домом.

Собрать и представитьполный пакет вышеназванных документовпрактическинетвозможности. В результатеналогза земли, предоставленные в общедолевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домахне исчисляется,не доводится до налогоплательщиков и не поступает в бюджеты поселений и городских округов. Используя данный алгоритм действий земельный налог под многоквартирными жилыми домами не собрать.

Многим жителям Бурятии приходится выплачивать пени за несвоевременную оплату земельного налога. Как сообщили в пресс-службе Управления федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии по республике, происходит это из-за отсутствиясведении об адресах свыше 100 тыс. землевладельцев.В свою очередь не зная адреса собственника земли, Кадастровая палата Росреестра не может своевременно уведомить его об изменениях кадастровой стоимости участка.

В итоге землевладельцы, в первую очередь, юридические лица, производят неверную оплату земельного налога и через три года получают уведомление о том, что должны выплатить большие суммы денег.Чтобы избежать переплаты и потери денег необходимо обратиться с заявлением о внесении сведений об адресе правообладателя в государственный кадастр недвижимости. Процедура проводится бесплатно.

Ситуация с неверными платежами улучшилась бы, если бы и сами землевладельцы больше интересовались судьбой своих участков. Еще один выход из подобной ситуации - электронная почта: собственники земельных участков могут оставлять свои e-mail, на которые будут приходить уведомления.

По информации представленной органами местного самоуправления муниципальных районов, ориентировочное количество невостребованных земельных долей по Республике Бурятия составляет около 32 000 ед. на предполагаемой площади в 500 000 га. Наибольшее количество невостребованных земельных долей в Мухоршибирском (80,5%), Тарбагатайском (59,7%), Заиграевском (56,5%), Бичурском (53%), Кяхтинском (41%).

В настоящее время ООО «Ориент» проводятся работы по координатному описанию границ в рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который был принят 6 октября 2003года и устанавил, в том числе и территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Описание границ - это пространственная привязка административно-территориального деления нашей республики, в результате которой границы территорий всех муниципальных образований будут отражены в государственном кадастре недвижимости.

До настоящего времени, были утверждены описательные границы. При этом сама линия границы между муниципальными образованиями толщиной, например, в один миллиметр на карте, соответствует 100 метрам на местности, а это согласитесь довольно существенное расстояние.

Такая ситуация и отсутствие сведений о границах муниципальных образований в государственном кадастре недвижимости зачастую вели к земельным спорам и неточностям при определении расположения земельных участков в том или ином муниципальном образовании. В свою очередь, при неправильном определении местоположения земельного участка, земельный налог также зачисляется неверно, что меняет доходную базу муниципального образования.

Таким образом, координатное описание границ муниципальных образований необходимо как во избежание земельных споров, так и в целях уточнения доходной базы муниципальных образований.

Налогоплательщиками транспортного налога с физических лиц являются свыше 212 тысяч человек, из них 2% льготников, налогоплательщиков земельного налога – свыше 84 тысяч человек, из них 12% предоставлены льготы в виде вычетов.

Сумма имущественных налогов, подлежащая уплате в бюджет в 2009 году, составила 801,8 млн. руб., из них наибольший удельный вес приходится на транспортный налог – 81% (651,2 млн. руб.), на долю налога на имущество физических лиц приходится 14% (111 млн. руб.), 5% составляет доля исчисленного земельного налога (39,3 млн. руб.).

Поступления от физических лиц имущественных налогов в 2009 году составили:

Транспортный налог – 442,2 млн. руб., поступления увеличились по сравнению с 2008 годом на 19,9% (в 2008 году – 369,7 млн. руб.);

Земельный налог – 26,3 млн. руб., поступления увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,5% (в 2008 году – 20,5 млн. руб.). Поступления земельного налога от физических лиц составляют 4,7 % от общего поступления земельного налога в 2009
году – 561,8 млн. руб.

Транспортный налог

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее – Налоговый кодекс) транспортный налог относится к региональным налогам. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом.

В нашей области транспортный налог введен Законом Калининградской области «О транспортном налоге».

Налоговые ставки по транспортному налогу на налоговый период 2009 года в соответствии с законодательством о налогах и сборах установлены Законом Калининградской области.

Таблица № 1

Налоговая ставка
(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


до 110,33 кВт) включительно


до 147,1 кВт) включительно


до 183,9 кВт) включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт
до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт
до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт
до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт
до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя
(с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Информация о количестве объектов налогообложения, в том числе подпадающих под данную льготу, по состоянию на 01.01.2010 приведена в таблице № 2.

Таблица № 2

Наименование

количество

в т. ч. 1993 г/в и более

Легковые автомобили мощностью до 100 л/с

86489 – 69,94 %

Легковые автомобили мощностью от 101 л/с до 150 л/с

31911 – 44,34 %

Итого легковых автомобилей мощностью до 150 л/с

118400 – 60,52 %

Всего транспортных средств, являющихся
объектами налогообложения по транспортному налогу

Следует отметить, что если транспортное средство было отчуждено в 2009 году, то сумма налога будет исчислена за количество месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Для наглядности приведем пример расчета транспортного налога к уплате за 2009 год. Для физического лица, владеющего автомобилем «Ауди-80» 1989 года выпуска с мощностью двигал. с. расчет транспортного налога будет происходить по такой формуле: 18 руб.(налоговая ставка) x 90 л. с.(мощность двигателя) x 0,5(льгота) = 810 руб. А владелец , к примеру, «Ауди А6» 2003 года выпуска с мощностью двигал. с. под данную льготу уже не попадает, его транспортный налог будет равняться уже 8500 рублей (50 руб. x 170 л. с.).

Следует отметить, что, согласно закону, в отношении легковых транспортных средств, зарегистрированных физическими лицами, с мощностью двигателя свыше 150 л. с. льготы не предусмотрены.

Кроме того, Закон Калининградской области «О транспортном налоге» освобождает от уплаты налога следующие категории граждан:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, имеющие легковой транспорт;

категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", имеющие легковой транспорт;

инвалиды I и II группы, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил;

Согласно Налоговому кодексу земельный налог должны уплачивать все организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или доставшимися им по наследству. А вот те, кто временно пользуется землей с разрешения ее владельца или же взял участок в аренду, налогоплательщиками земельного налога не являются.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации . Налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога – физического лица , не являющегося индивидуальным предпринимателем , определяется налоговыми органами на основании сведений , которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К примеру, Решением городского Совета депутатов г. Советска "Об установлении земельного налога" налоговые ставки в зависимости от разрешенного использования земельных участков установлены в следующих размерах:

1) для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов - 0,15 процента;

2) для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства - 0,2 процента;

3) для строительства и эксплуатации многоквартирных жилых домов - 0,3 процента.

Статьей 391 Налогового кодекса при исчислении земельного налога установлено уменьшение налоговой базы для некоторых категорий граждан.

Так, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, имеют право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размерерублей. При этом налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка все необходимые документы, которые подтверждают право на эту льготу (удостоверение ветерана ВОВ и т. д.).

Также следует отметить, что согласно статье 387 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу на своих территориях.

К примеру, Решением Совета депутатов Гурьевского городского поселения "О местных налогах на территории Гурьевского городского поселения" участники становления Калининградской области, ветераны труда, инвалиды I, II, III групп независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности освобождены от налогообложения в размере 50 % от суммы налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также занятых жилищным фондом.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год . Таким образом, в 2010 году исчисляется налог за 2009 год. Земельный налог за 2010 год будет исчисляться в 2011 году.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налоговое уведомление направляется налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Некоторыми муниципальными образованиями Калининградской области установлены авансовые платежи для налогоплательщиков-физических лиц.

Так, Решением Совета депутатов Озерского городского поселения «Об установлении земельного налога» для физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода (календарного года) установлен один авансовый платеж по налогу до 15 ноября . Сумма авансового платежа по налогу в этом случае исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки.

Таким образом, налогоплательщикам-физическим лицам, имеющим объекты налогообложения земельным налогом, расположенные на территории Озерского городского поселения, Межрайонной Инспекцией № 2 по Калининградской области в 2009 году направлены налоговые уведомления на уплату авансовых платежей за 2009 год в размере половины исчисленной суммы налога, а также в 2010 году направлены налоговые уведомления на уплату суммы налога за 2009 год с учетом авансовых платежей.

Земельный налог поступает в бюджет муниципального образования.

В настоящее время по 52 муниципальным образованиям области налоговыми органами земельный налог за 2009 год налогоплательщикам-физическим лицам уже исчислен, налоговые уведомления и платежные документы ПД (налог) направлены, так как установленный срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц на этих территориях приходился на даты до 15 марта .

Однако в текущем году органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области приняты и принимаются до настоящего времени решения как о снижении ставок земельного налога за 2009 год и изменении срока уплаты земельного налога на более поздний, так и только о переносе срока уплаты налога.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, начиная с даты вступления нормативных правовых актов в силу, налоговые органы вправе незамедлительно начать информирование налогоплательщиков о внесенных изменениях и приступить к перерасчету земельного налога, а в случае возникновения переплаты – к возврату излишне уплаченного налога в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании вступивших в силу решений советов депутатов муниципальных образований о снижении размера ставки земельного налога налоговые органы незамедлительно приступят к перерасчету земельного налога за 2009 год.

Так, Решением Зеленоградского городского поселения уменьшены размеры ставок земельного налога в отношении:

– земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства (с 0,3 % до 0,03%),

– земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (с 0,3 % до 0,15 %);

а также изменен срок уплаты налога: был – не позднее 1 апреля , установлен – не позднее 1 сентября , но только для уплаты за 2009 год.

Решение Зеленоградского городского поселения опубликовано в номере 23 газеты «Волна» от 01.01.2001, следовательно, вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, а именно – 28.04.2010.

Межрайонная № 10 по Калининградской области в настоящее время уже приступила к перерасчету земельного налога по данному муниципальному образованию. В случае возникновения переплаты по налогу на основании заявления налогоплательщика в письменной форме налоговый орган в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах обязан возвратить излишне уплаченный налог или зачесть сумму переплаты в счет других налоговых платежей.

Также решением городского совета депутатов «Гвардейское городское поселение» от 29 марта 2010 года № 14, опубликованном в газете «Новая жизнь»
№ 27 от 01.01.01 года, уменьшены размеры ставок земельного налога с 0,3 % до
0,2 % в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки и для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; а также с 0,3 % до 0,1 % – в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки). В тоже время пунктом 9 данного решения предусмотрено, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года. Таким образом, пониженный размер ставок в отношении земельных участков с указанным выше разрешенным использованием, находящихся в пределах территории Гвардейского городского поселения, налоговым органом будет применен при исчислении в 2011 году земельного налога за 2010 год.

Следующий пример. Решением совета депутатов «Нестеровсое городское поселение» от 01.01.01 года № 9 (опубликовано в газете «Сельская новь» № 20 от 01.01.2001) ставки земельного налога на налоговый период 2010 года уменьшены до 0,25 процента - в отношении земельных участков:

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

Предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства".

Таким образом, пониженный размер ставок будет применен налоговым органом в 2011 году при исчислении земельного налога за 2010 год.

Другой пример. Решением совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» изменен срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц с 15 марта на 1 июля. Таким образом, у граждан, земельные участки которых расположены в пределах территории муниципального образования «Город Светлогорск», еще есть более месяца для своевременного исполнения обязанности по уплате земельного налога.

Для наглядности приведем примеры расчета земельного налога. Так, в городе Калининграде кадастровая стоимость земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на улице Брусничной площадью 720 кв. м. в 2008 году составляла рублей, при этом налоговая ставка для данной категории земли равна 0,3 %, следовательно, сумма земельного налога за 2008 год составила 1 468,04 рублей. В 2009 кадастровая стоимость участка изменилась в сторону увеличения до 1 рублей, при той же налоговой ставке в 0,3 % сумма налога за 2009 год составила 3 761,13 рублей за год.

Кроме того, на территории Калининграда расширен список лиц, которым предоставляется вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Добавлены такие категории как участники становления Калининградской области; граждане, переселившиеся в Калининград в период до 1 января 1953 года и переселенные по оргнабору, достигшие на дату переселения 16 лет; ветераны труда; главы многодетных семей, имеющие пять и более детей; одиноко проживающие пенсионеры старше 60 лет; и другие.

К примеру, также в садово-товарищеском обществе «Чайка», расположенном в Московском районе города Калининграда, кадастровая стоимость земельного участка под садоводство площадью 600 кв. м. в 2008 году равнялась 210 рублям, при налоговой ставке 0,3 % сумма налога составил 63 копейки. В 2009 кадастровая стоимость изменилась до рублей, при той же налоговой ставке сумма налога составила 960,80 рублей за год.

Управление ФНС России

по Калининградской области

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Мезенцев Г.В.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации


Аннотация
В статье рассматривается работа органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы по увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, путем повышения эффективности администрирования земельного налога.

INCREASE OF EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION OF THE LAND TAX AS A FACTOR OF FINANCIAL INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Mezentsev G. V.
Financial University under the Government of the Russian Federation


Abstract
The article considers the operation of local governments and territorial bodies of the Federal tax service for the increase of revenue base of budgets of municipalities, by improving the efficiency of the administration of the land tax.

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Г.В. Повышение эффективности налогового администрирования земельного налога как фактор укрепления финансовой самостоятельности местного самоуправления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).

«Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане» – такую задачу озвучил Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8-го ноября этого года.

Решение столь назревшей проблемы требует изменения не только бюджетного законодательства по закреплению источников доходов местных бюджетов, но и расширение полномочий органов местного самоуправления по управлению элементами налогов, направляемых в муниципалитеты.

Предусмотренная действующим законодательством порядок распределения налоговых доходов можно рассматривать как ограничивающий экономическую активность публично-правовых образований .

Земельный налог – один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Земельный налог, в сравнении с другим местным налогом – налогом на имущество физических лиц приносит в бюджеты муниципальных образований на % больше (по данным на 2011 г.)

Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, получают от органов местного самоуправление информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ. Обязанность предоставлять данные сведения возложена на муниципальные власть п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

Таблица №1. Количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов 2009-2011гг.

2009, Темп прироста, % 2010, Темп прироста, % 2011, Темп прироста, %
Юридические лица 1 258 786 111,802 1 450 175 115,2043 1 592 035 109,7822677
Физические лица 24 350 087 103,0879 25 750 236 105,7501 27 488 495 106,7504585
25 608 873 103,4843 27 200 411 106,2148 29 080 530 106,9120978

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение количеств земельных участков базового года по отношению к предшествующему.

По данным Таблицы №1 наблюдается увеличение количества объектов налогообложения по земельному налогу – с 2009 по 2011 годы количество земельных участков, учтенных налоговыми органами увеличилось на 13,6%. Количество земельных участков организаций с 2009 по 2011 гг. увеличилось на 26,5 %, а физических лиц увеличилось всего на 12,9%.

Не смотря на то, что количестве земельных участков организаций в общем объеме объектов налогообложения земельного налога достаточно не значительно – их процентное отношение в общем объеме участков растет (в 2009 – 4,9%, 2010 – 5,3%, 2011 – 5.5 %). Увеличение количества земельных участков в базах данных налоговых органов связано не только с их фактическим увеличением, но и постановкой на учет ранее использованных, но должным образом не зарегистрированных земельных участков. В целях повышения эффективности налогового администрирования местных налогов, необходимо развивать механизмы, предусмотренные Федеральном законом Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступившего в силу 1 сентября 2006 года.

Таблица № 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты муниципальных образований

2009, тыс.руб Темп прироста, % 2010, тыс.руб Темп прироста, % 2011, тыс.руб Темп прироста, %
Юридические лица 92 628 916 122,1042 116 238 038 125,4879 123 160 545 105,9555
Физические лица 11 656 631 142,6234 15 974 008 137,0379 19 451 377 121,7689
Физические и юридические лица 104 285 547 124,0998 132 212 046 126,7789 142 611 922 107,8661

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет базового года по отношению к предшествующему.

С 2009 по 2011г. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличилась на 36.8%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 33 %, а по физическим – на 66,9 %. Стоит отметить, что не смотря на невысокий процент количества земельных участков организаций, учтенных налоговыми органами, сумма, подлежащая уплате с юридических лиц по земельному налогу в отношении к общей сумме составляло в 2009 – 88,8%, в 2010- 87,9%, в 2011 – 86,3 %. Снижение процентов связано с опережающим темпом роста суммы, подлежащей уплате физическими лицами.

Таблица № 3. Усредненная процентная ставка по земельному налогу в 2011г.

Кадастровая ст-ть объектов, тыс. руб. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. Усредненная % ставка земельного налога
Юридические лица 20 531 803 664* 123 160 545 0,599852536
Физические лица 9 618 770 890 19 451 377 0,202223103
Физические и юридическикие лица 30 150 574 554 142 611 922 0,472999019

*- кадастровая стоимость участков юридических лиц взята с учетом льгот.

По данным таблицы №3 видно, что сумма земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами меньше не только в связи с тем, что кадастровая стоимость участков физических лиц составляет 31,9 % от общей кадастровой стоимости по земельному налогу, но и со значительно более низкой процентной ставкой земельного налога.

В целях рассмотрения эффективности работы в 2011г. налоговых органов, которые предъявляют к уплате земельный налог физическим лицам с эффективностью бухгалтерских отделов организаций рассмотрим таблицу №4.

Таблица 4. Количество земельных участков, в отношении которых в 2011г. исчислен (предъявлен к уплате) земельный налог.

  1. Количество земельных участков, учтенных в базах данных налоговых органов, ед.
  2. Количество земельных участков, в отношении которых земельный налог исчислен (предъявлен к уплате), ед.
  3. Отношение 2 к 1, %

В соответствии со ст. 396 НК РФ организации исчисляют земельный налог самостоятельно, а за физических лиц данное действие выполняет территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Эффективность исчисления земельного налога на 7,9 % выше у налоговых органов. Общая нагрузка на бизнес достигла высо­кого уровня, и она вынуждает налогоплательщиков активно изыскивать пути уклонения от налогообложения. В связи с этим Инспекциям ФНС России необходимо обратить особое внимание на исчисления земельного налога предприятиями, показывающими низкие финансовые результаты своей деятельности.

Необходимо разрешить проблемы в обеспечении учета земельных участков и передаче информации о них в органы ФНС. В настоящее время наблюдается ситуация, когда налоговые органы с целью получения сведений для исчисления имущественных налогов заключают соглашения с Управлениями записи актов гражданского состояния и иными исполнительными органами власти субъектов РФ. Необходимо обеспечить предоставление полной и исчерпывающей информации необходимых для исчисления налога муниципальными властями, что уже предусмотрено п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

За счет привлечения к налогообложению земельных участков, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости вследствие отсутствия сведений о разрешенном использовании, и категории данных земельных участков и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества территориальные органы ФНС при поддержке ОМСУ смогут повысить эффективность администрирования земельного налога и обеспечить увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.


Библиографический список

  1. Васянина Е.Л. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике российских судов / Налоги, 2012. № 6.
  2. Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации / Налоги, 2012. №1.
Количество просмотров публикации: Please wait

1. 1. Налогоплательщики, элементы налогообложения; 1. 2. Земельный кадастр; 1. 3. Налоговые льготы; 1. 4. Сроки и порядок уплаты налога

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт. Петербурга. Земельный налог является местным налогом.

1. 1 Физические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, налоговый период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговый период – 1 Год

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 1 Юридические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, отчетный период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Отчетный период– 1 Год

1. 1 Не признаются объектами налогообложения 1) Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации; 3) Земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3% в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 2 Земельный кадастр С 2015 года существенно изменился механизм исчисления налога. Сумма платежа теперь рассчитывается из кадастровой стоимости. Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а уже сами сведения о кадастровой стоимости земли вносятся в Государственный земельный кадастр, где указывается стоимость земельного участка в зависимости от категории земель.

1. 2 Информация о кадастровой стоимости земельных участков, согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ от 07. 02. 2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

1. 3 Налоговые льготы для физических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 2) в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; Раздел 1. Управление социальными системами. Кириллов А. В.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного для следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I и II групп инвалидности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 6) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

1. 3 Налоговые льготы для юридических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; 2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; 3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения 4) религиозного и благотворительного назначения; 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; 7) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для физических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ. Уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для юридических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи; В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций, не может быть установленранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама